Не гневом единым
Порядка трехсот петербуржцев, да и то в апогее, вывел на площадь субботний День народного гнева. Это гораздо меньше, чем было задумано — и чем могло бы быть, даже учитывая, что Марш «разгневанных» в любом варианте, как по центру города, так и по его окраинам, с треском провалился...
В петле экстремума
Глаза чиновничьего страха оказались, как в сказке «Огниво», величиной с огромное блюдце — и спрашивается: с чего?
Априори запретив народный гнев в любых координатах, силовые структуры были всерьез озабочены предупреждением экстремизма на несостоявшемся — точнее, дезавуированном «марше». При этом координация между прокуратурой, милицией и Смольным, мягко говоря, оставляла желать много лучшего: так, в Красногвардейском районе руководители органов правопорядка до последнего момента были вообще не в курсе, на какой площадке состоится оппозиционная акция и в каком она пройдет формате.
23 октября одному из заявителей манифестации, которая была запланирована (и, напомним, благополучно запрещена) на территории Охты, Владимиру Соловейчику позвонил заместитель начальника Красногвардейского РУВД и стал предметно интересоваться предстоящим шествием.
— Милицейский чин был абсолютно не в теме, — удивляется Владимир Соловейчик. — И даже когда я ему объяснил, что никакого марша не будет и это давно уже решено, а будет только митинг у Финляндского вокзала, он не сразу понял, переспрашивал, а потом облегченно вздохнул: «Ну это не наш район!..»
За день до акции тот же Соловейчик и лидер ДГИ Евгений Козлов были вызваны в Калининскую районную прокуратуру, дабы каждый из них, дав свое согласие в виде автографа, получил на руки экземпляр антиэкстремистской документации. На трех (!) листах этого трактата убористым шрифтом транслируются положения федерального законодательства — о митингах и шествиях и о противодействии экстремистской деятельности. Надо полагать, у зампрокурора одного из крупнейших районов северной столицы — а именно его подпись красуется внизу текста — более важных дел просто не нашлось.
В субботу на место событий к Финляндскому вокзалу были заранее стянуты наряды милиции, омоновцы и сотрудники 18-го отдела УБОП; не пожалели свой выходной день первые лица Комитета по вопросам законности, безопасности и правопорядка Смольного во главе с зампредседателя ведомства Иваном Бурлаковым; почтила присутствием площадь Ленина — 25 октября как-никак — и целая делегация Калининской районной администрации...
Лавры бабы Ванги
Но все прошло так тихо и мирно, что даже обидно.
Представительность многотысячному маршу, выродившемуся в немногочисленный митинг, придало участие трех депутатов городского парламента — Владимира Федорова, Владимира Дмитриева и Владимира Зуйкова, а также лидера питерских яблочников Максима Резника. По оценке Резника, «гнев — это праведное чувство и очень сильное, но иногда гнев может превратиться в ненависть». А главный объект гнева и ненависти, против которого объединяются жители, — это «путинский авторитарный, антинародный режим», который, по словам политика, последнее время показывает свою неэффективность и банкротство.
Все выступления, шла ли речь о лидерах политических партий или о представителях небольших инициативных групп, так или иначе касались экономического кризиса — эта тема стала и резоном, и лейтмотивом, и кристаллической решеткой прогнозов и пророчеств.
В стране — и в нашем городе — уже начались массовые сокращения менеджеров среднего и низшего звена — увольняют людей в банках, рекламных агентствах, редакциях СМИ, строительных компаниях и торговых домах. При этом шансы найти новое место работы с тем же графиком и той же зарплатой по мере развития кризисных явлений все более стремятся к нулю. И чтобы предсказать рост социальной напряженности в таких мегаполисах, как наш, где армия разного рода клерков и работников малопроизводительной сферы разрослась до невероятных, а то и неприличных размеров, не надо быть бабой Вангой.
«Если после новогодних каникул на улицы Питера выйдут тысячи безработных, возможно повторение горячего января 2005 года», — рефреном звучало на субботнем митинге. С той лишь разницей, что тогда это были пенсионеры и льготники и требовали они бюджетных средств — а после получения нескольких смешных подачек вспыхнувшее было «пламя народного гнева» быстро погасло.
Нынче — иное. Речь в основном о тех, кого увольняют частные фирмы (хотя грядут чистки и среди чиновников и силовиков). Бывшие сотрудники всяческих ООО и ОАО вряд ли могут напрямую требовать бюджетных вспомоществований — государство по долгам коммерческих структур ответственности не несет. А если к тому времени начнется коллапс банковской системы — что, судя по всему, вполне реально, и масштабный кризис неплатежей поразит не только отдельные предприятия, а целые отрасли российской экономики, то, само собой, под угрозой окажутся накопления граждан. Причем неважно, материализованы они в наличных купюрах или лежат где-то на депозите.
Партизанская война
И если люди, потерявшие свои оклады, еще и не смогут конвертировать в рубли валютные сбережения для оплаты текущих расходов и погашения кредитов, да если все это еще совпадет с проблемами с выездом за пределы РФ (предсказывают ужесточение визового режима, а серьезные проблемы на таможнях с провозом багажа, например с территории Финляндии в Россию уже начались), то на улицы выйдут не старики, а самая активная, энергичная и озлобленная кризисом часть населения. Казенными подачками их по квартирам обратно не загонишь!
Неужто и в этот раз оппозиция все проспит?!
Поэтому-то руководители, в том числе местных отделений компартии и «Яблока», пытаются наладить взаимодействие с социальными движениями и протестными группами.
Потому и пошли с ними на совместный митинг.
Впрочем, понятна и реакция московских партбоссов.
Хотя даже на фоне продолжающейся критики питерского горкома КПРФ со стороны центрального руководства — как бы ни относиться к этой партии — заявление члена президиума ЦКРК Владимира Волкова по поводу Дня народного гнева в Петербурге вызывает оторопь:
«Согласия Штаба протестных действий на участие в акции «оранжевых»... тов. Федоров В. И. и Бюро ГК КПРФ не получили. Таким образом, они грубо нарушили партийную дисциплину. И не надо при этом делать вид, что им не понятно, почему ЦК акцию 25 октября 2008 года не поддержал. Для этого следовало всего-навсего установить, по чьей инициативе она проводится, и не вводить коммунистов в заблуждение относительно организаторов акции и целей, которые они преследуют... Какими бы благими намерениями тов. Федоров ни маскировал свою партизанщину, она объективно служит подрыву единства коммунистов».
Очевидно, авторы подобных опусов кровно заинтересованы в том, чтобы никак не допустить сложения усилий пусть и умеренных, но все же оппозиционных нынешнему политическому режиму партий и протестных слоев, готовых на проведение уличных акции той или иной степени радикальности. Этот контекст, кстати, проясняет и разгорающееся противостояние между Москвой и Федоровым, и, не исключено, поутихшие сегодня (надолго ли?) распри Резника с той же Москвой.
Именно этого — даже хрупкого единения, похоже, как огня боятся в Кремле и в Смольном, в силовых структурах и, как ни странно (а может, вовсе и не странно), в ЦКРК КПРФ...
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Юрия ЛАРИОНОВА
Требования участников Дня народного гнева
Выход из кризиса — не за счет обворованного населения!
Нет — повышению пенсионного возраста, за народную пенсионную реформу!
За достойный уровень зарплат, пособий, стипендий и пенсий!
Капремонт жилого фонда — за счет государства!
Образование — для всех! Единый госэкзамен — добровольный, а не обязательный!
Даешь реальное право на забастовку!
Сохраним Петербург как объект всемирного культурного наследия!
Нет — уплотнительной застройке!
Прекратить отъем придомовой территории, являющейся собственностью жителей многоквартирных домов!
Прекратить уничтожение зон зеленых насаждений!
Остановить раздачу городской земли целевым назначением под строительство!
За реальный экологический контроль! Требуем защиты окружающей среды!
Нет наступлению на демократические конституционные права! Нет — цензуре!
Власть — под общественный контроль!
Требуем установления уголовной ответственности власти перед избравшим ее народом!