Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Садово-парковая зачистка

12 февраля 2009 10:00

Комитет природопользования вложил более 25 миллионов рублей в реконструкцию прудов Брюса. Специалисты считают, что эта работа привела к гибели прудов. Несмотря на это, на очередь поставлены река Новая и пруды парка Александрино. Жители требуют у прокуратуры вмешаться и остановить уничтожение водоемов Петергофской дороги, внесенной в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Усадьбы Петергофской дороги гибнут от современных методов благоустройства





Пилим ивы… или бюджет?
Памятник садово-паркового искусства — усадьба сподвижника Петра I Якова Брюса граничит с другими охраняемыми объектами культурного наследия — ландшафтными парками Воронцова, Шереметева и наиболее сохранным из них — Александрино. Гордостью этих зеленых зон всегда были живописные протоки и пруды с островками.
Но два года назад — как зафиксировано в акте, совместно составленном 17.09.08 муниципальным депутатом Виктором Байковым, представителями ГУП «Экострой», КГИОП и жителями, — пруды Брюса под видом чистки были фактически загублены. Заказал эти замечательные работы Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, а подрядчиком выбрал свое дочернее предприятие с говорящим названием «Экострой». Увы, экологичными проведенные работы назвать трудно: посетители парка жалуются, что плодородный слой почвы с береговых откосов срезан бульдозером, спилены ивы, державшие берега, тяжелой техникой планомерно уничтожена вся растительность береговой линии и никаких компенсирующих посадок деревьев так и не произведено. О восстановлении водных трав, предохраняющих водоем от зацветания, и говорить нечего.

Валентина Матвиенко сажает «наследника Шереметевского дуба»
Валентина Матвиенко сажает «наследника Шереметевского дуба»


Полтора землекопа
Откачав пруды до дна, гидротехники за три месяца не смогли справиться с поставленной задачей — дноуглубительными работами: бульдозер почти сразу провалился по самую кабину в ил, и, к возмущению жителей, стоял так до осени. По данным депутата Байкова, до чистки дна дело так и не дошло. Из техзадания, п. 7.4.2: «иловые отложения разрабатываются вручную, грузятся на тачки и носилки… 3380 тонн». Немалый объем работ. Жители утверждают, что весь год в строительном вагончике и днем и (вот что удивительно!) ночью находились несколько гостей города… то есть, извините, рабочих. Но вот перетаскивающими ил на тачках и носилках они замечены не были. В результате полтора года пруды простояли без воды — перекрыть-то ее приток «Ленводхозу» удалось, а вот восстановить его — нет. Что не помешало КПП подписать приемку работ.
Вытащили утопший бульдозер лишь к 6 октября 2007 года, и неслучайно: на этот день был назначен праздник — торжественная приемка губернатором Валентиной Матвиенко отреставрированного сквера, в котором градоначальница посадила дубок, назвав его «наследником Шереметевского дуба».

Скоро и эта водная артерия предстанет в обновленном виде, обещают муниципалы
Скоро и эта водная артерия предстанет в обновленном виде, обещают муниципалы


Накачка денег откачкой прудов
Поскольку к празднику воды в прудах так и не было, их придумали наполнить… пожарным гидрантом из водопроводного люка. Качали не день и не неделю. А что? Качать воду из рек в водопровод — старо, весь мир так делает; зато у Кировского района есть теперь уникальное ноу-хау: наполнять из водопровода Финский залив…
И только 17 сентября 2008 года начальник участка гидротехники «Экостроя» подписал акт, где отмечено: «Вода через коллектор из р. Дачная в пруды не поступает. Очистка коллектора проводилась «Ленводхозом», не сумевшим добросовестно ее выполнить. После «чистки» вода из реки поступать перестала, что привело к резкому обмелению прудов, создало критическую ситуацию, грозящую их уничтожением».
Так нужно ли было заказывать такие работы вообще? На жалобу одного из местных жителей в прокуратуру был дан ответ, что «Ленводхоз» ранее ежегодно вел очистку, тратя на это сотни тысяч. Странно, если после таких затрат на регулярный уход вдруг требуется капитальная чистка с полной откачкой! Это, по словам депутата Байкова, с удивлением заметила и Валентина Матвиенко, когда представители «Экостроя» и «Ленводхоза», рапортуя об успешном освоении 25 миллионов рублей, показали ей грязную яму с лужей на дне. Жаль, что губернатор не обратила внимания на затопленные газоны у домов 38, 34, 28 по ул. Лёни Голикова и выступающую из-под земли воду — может, тут и вскрылась бы тайна водного потока, который уже год втекает в засоренный при очистке коллектор, но не вытекает из него. Кстати, здешние жители живут в страхе, что их дома просто наконец провалятся в подземный размыв.

Экологическое выскабливание
Есть и еще одна причина, по которой никакие насосы не могут заполнить водой Верхний (Шереметевский) пруд. В результате «экостроительства» загублен не только приток, но и отток воды, работавший 250 лет. Раньше здесь были деревянные плотины, поддерживавшие проточность и нужный уровень каскада. То есть пруд Брюса (самый нижний) подпирал Воронцовский, а тот, в свою очередь, Шереметевский.
Теперь, как записано в акте, трубы между прудами проложены намного ниже, чем это допустимо, почти на уровне дна. Как из ванны с незакрытой пробкой, вода немедленно уходит в эту трубу — в то время как полный пруд должен быть похож на ванну, заткнутую снизу, где только лишняя вода уходит через отверстие в верхней части стенки. Увы, эта простая аналогия недоступна порезвившимся здесь гидротехникам. Напрасно жители писали обращения к гендиректору «Экостроя» Владимиру Желнову — он приезжал, выслушивал жителей, но, к их изумлению, проявил полную неосведомленность о принципах регулировки каскадных водных систем.
Зато Валерий Колосов, начальник отдела природоохранных работ КПП, оптимистично предлагает испытать здесь новую разработку — некие спецмикробы — флору, которая съедает все живое, поддерживая стерильность воды. Может, проще сразу залить все хлоркой?
Как утверждает депутат Байков, это не поможет: береговые откосы засыпаны слоем невывезенных донных отложений первой степени опасности, которые подвергаются ветровой эрозии, что создает угрозу здоровью населения. Необходимо провести силами Роспотребнадзора экспертизу грунта, и если обнаружатся отложения ила, СЭС придется запретить купание и рыбную ловлю. И это вместо обещанного техзаданием, п. 7.5.2 «посева газонов вручную: партерных, рулонных, обыкновенных и мавританских»!

Остановить каскады бюджета
Летом 2008-го та же участь, что и пруды Брюса, постигла реку Дачную — все берега превратились в пыльную пустыню.
Каково же было возмущение жителей, когда по домам разнесли бесплатную газету главы муниципального образования «Дачное» Вадима Сагалаева (№ 12 от 2008 г.), где он заявляет, что такая же судьба уготована реке Новая в парке Александрино.
Из статьи «Хит-парад радостных событий»:
2-е место — очистили реку Дачная и ее пруды. Увы, и здесь не без минусов — прежний уровень воды не восстановился. По информации «Ленводхоза», система реки нарушена так, что требуется «хирургическое вмешательство».
3-е место — добились финансирования чистки р. Новая, средства заложены в бюджет-2009. Скоро и эта любимая жителями водная артерия предстанет в обновленном виде».
Вот только, как пишут жители окрестных домов и старожилы округа губернатору, вопрос должен стоять не об очередном освоении бюджетных денег, а о проведении прокуратурой проверки качества этих работ и о возможном возбуждении уголовных дел.

Анатолий ЗАОСТРОВСКИЙ


Историческая справка «Новой»
Екатерина II привозила к Чернышеву в Александрино шведского короля Густава III, чтоб показать ему новомодный аглицкий парк, о котором современники писали:
«Поместье графа Чернышева, усилиями Валлен-Деламота, вполне палладианского стиля. Вместо надоевших регулярных садов — природный парк с восхитительными лужайками на английский вкус. Напротив замка водоем, где виднеются островки, как бы нарочно предназначенные для нежных любовных свиданий. Парковые затеи и павильоны имеют мало себе подобных».

Прямая речь
Михаил КНАТЬКО, директор Центра «Технологии XXI века»:
— Есть другой метод утилизации илового осадка со дна озер, так называемая литификация (окаменение). Осадок достается со дна — не бульдозером, конечно, а помпой — и превращается в гравий.

Борис СМОЛЕВ, директор Федерации экологического образования:
— Имеется много способов предотвратить зарастание акваторий. Например, известкование, что изменяет кислотность воды, не давая ряске и водорослям развиваться. Но эти способы обладают одним «недостатком» — они дешевы, и поэтому редко применяются.

Под текст
Письмо жителей МО «Дачное» губернатору В. И. Матвиенко:
«Мы, жители Кировского района, требуем остановить варварские работы на прудах и речках Ульянки и Дачного.
Пруды, в которых жили ондатры и гнездились утки и нырки, радовали глаз, а идея об их осушении могла быть порождена только желанием выгодно освоить полученные на благоустройство района деньги. Откачка прудов была начата летом, утята и детеныши ондатр погибли. Вырубили десятки ив, полностью оголив берега. Глядя на это «благоустройство», плакали и внуки, и бабушки, привыкшие гулять в любимом парке.
Ныне оставшиеся от прудов ямы лишь наполовину заполнены водой и превратились в мертвые, мутные лужи. Вокруг запах гниющей воды — другого результата и быть не могло при целенаправленном уничтожении всех природных биологических фильтров. Откосы берегов, раньше покрытые цветами, осыпаются в воду, насыпная земля выветривается, создавая пыльные бури.
Все мы были возмущены гибелью прудов Брюса и превращением речки Дачной в отвратительную мертвую канаву, а теперь те же люди угрожают нам сотворить это же с рекой и прудами парка Александрино.
Но мы категорически возражаем против попыток дальше «пилить бюджет» за счет нашего здоровья. Мы не желаем, как нам обещают, «увидеть Александрино в таком же обновленном виде» и требуем вычеркнуть из бюджета-09 строку о реконструкции Александрино и провести прокурорскую проверку действий «Ленводхоза» и «Экостроя».

И. Крылова, Е. Головкина, всего 35 подписей