Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Бульдозерная атака на охте

19 октября 2009 10:00

Строительная техника газоскреба пробила брешь в шведских бастионах


Это не метафора и не гипербола. То, чего все ждали, чего боялись и во что не верили, уже случилось: бульдозеры Газпрома пошли на штурм Ниеншанца (XVII в.) и Ландскроны (1300 г.). И пробили дыру в одном из бастионов: там, где была земляная стена высотой 1 метр 60 сантиметров, появился котлован площадью 50 квадратных метров (попросту — яма). Через такую брешь можно ввести и танковый полк. Уничтожена и часть рва Ландскроны.
Это первая наша невосполнимая потеря.
Не станем гадать, вдохновлял ли вандалов опыт брежневской бульдозерной атаки на выставку неформальных художников (15 сентября 1974 г. в Москве, на пустыре близ станции метро «Беляево»). Но отметим, что в данном случае бульдозеры действовали в лучших традициях любой нечисти — ночью.
Начали поздно вечером 8 октября на участке, который археологами исследован, законсервирован (засыпан землей) и передан под ответственность заказчика. Продолжали и утром, когда археологи пришли на работу.
Накануне общегородского митинга это было провокацией, направленной и против археологов из экспедиции Петра Сорокина (сотрудника Института истории материальной культуры РАН), и против всего города.



Археологи на провокацию не поддались и в прессу не обратились. Они полезли под газпромовскую технику, произвели фотофиксацию разрушений и соответствующий акт направили в соответствующие инстанции.
Кто отдал приказ штурмовать Ниеншанц, выезжавшая на место происшествия комиссия городского КГИОПа выяснять не стала. Чиновники сослались на то, что… дело было ночью.
В понедельник (19 октября) по данному факту на территории Охты начинает работу московская комиссия Росохранкультуры.
Пока бульдозеры остановлены. Помощь нужна только информационная. Однако — очень нужна: в ближайшее время все может повториться.
Простите за пафос, но сегодня все мы, кто любит Петербург (вне зависимости от места рождения и проживания), — петербуржцы. Ага, и друзья-москвичи в первую очередь. Как говорил детский поэт калужанин Валентин Берестов: Питер москвич построил. Судя по накалу боли, многие готовы на те действия, за которые придется дорого заплатить другим. Давайте не забывать, что наш протест — ненасильственный. Победить мы можем, только не преступив закона и не поддавшись на провокации. Иначе — сами станем провокаторами. И точно проиграем. Поберегите, пожалуйста, душевные и нравственные силы — вполне вероятно, что нам еще придется самим вставать перед бульдозерами.
Всем ясно, что проблема и глубже, и шире сугубо петербургской. Но если удастся противостоять здесь — есть шанс и для всей страны. Так нам кажется.
Самуил Маршак сказал:
Бунт обречен на неудачу.
В противном случае его зовут иначе.

Наталия ВВЕДЕНСКАЯ, Андрей ЧЕРНОВ
Карикатура Виктора БОГОРАДА, фото Александра КУЛЕБЯКИНА


Ваше слово, товарищ УК
Будут ли в московской комиссии представители прокуратуры — мы не знаем. Но теперь слово за Уголовным кодексом:
Статья 243 УК РФ. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.
1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность,
— наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения,
— наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения.
1. Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, — наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
И еще выписка:
Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации
Статья 61.2. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, — стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения... что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.


Кстати
Информация о бульдозерной атаке перепроверена и подтверждена Олегом Иоаннисяном (заведующий сектором архитектурной археологии ФГУК «Государственный Эрмитаж», член Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, член президиума Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК, доцент кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ).
В то же время заместитель гендиректора общественно-делового центра на Охте Владимир Гронский, комментируя ситуацию «Эху Петербурга», утверждает, что информация об уничтожении бульдозерами части археологических памятников, находящихся на месте будущего строительства «Охта-центра» в Петербурге, не соответствует действительности.
Интересно, что он станет говорить на комиссии в понедельник, стоя перед стендами с фотографиями своего же вандализма? «Эхо», возьмите у него интервью после