Фиаско белых пешек
Беспорядки, организованные националистами в Москве и Петербурге, продолжаются. После погромов 11 декабря массовые задержания прошли в среду, 15-го и в минувшую субботу, 18-го. Правда, в Питере пока поспокойнее. Между тем гражданское общество пытается оправиться от шока и воздействовать на ситуацию.
На прошлой неделе на фанатских форумах вовсю обсуждали произошедшее, а также делились мыслями о будущем. Среди прочих широко разошлось воззвание, в котором аноним призывает своих соратников «мыслить стратегически». «Белые пешки свой ход сделали, — пишет он. — Пусть черные пешки сделают свой ход. И пусть этот ход будет ошибочным».
Признавая, что националисты еще недостаточно сильны, чтобы взять власть, провокатор требует «пиарить информацию о сборах кавказцев 15.12.2010 и 18.12.2010», писать предостережения для жителей русских городов а-ля «будьте аккуратнее, сегодня возможны нападения кавказцев на русских».
Цель этой провокации в том, чтобы заставить представителей диаспор «мстить»: милиции, да и вообще всем, кто под руку подвернется.
Между тем по итогам прошедшей недели можно сказать, что провокация не удалась: выступления националистов продолжаются, а вот «разъяренных толп кавказцев» что-то не видно. Видимо, наци наступили на собственные грабли: будучи расистами, они по привычке недооценили проницательность представителей якобы «неполноценных народов».
Очевидно, что за прошедшую неделю ни один «болельщик», «хулиган» и т. п. не пострадал от рук людей «неславянской внешности» — иначе об этом националисты уже рассказывали бы на каждом углу. Однако, как известно, вполне себе русские парни не раз попадали под горячую руку погромщиков — в частности, когда пытались вступиться за своих друзей, облик которых не понравился наци…
Напротив, как представители диаспор, так и гражданское общество в целом ищут законные, мирные возможности погасить кровожадные настроения, которые растравляют провокаторы-националисты. 25 декабря в Москве собираются устроить большой митинг «Москва для всех». Семинар-обсуждение последних событий прошел 18 декабря, в Международный день мигранта, в антидискриминационном центре «Мемориал» в Петербурге.
— В моей семье есть пострадавшие от расистов, — говорит участница Регина. — Я хотела бы иметь возможность защитить своих близких.
Среди прочего пришедшим на встречу представителям Содружества молодежи Дагестана и других организаций рассказывали о сущности национализма. Националист воспринимает свою нацию как организм: его клетки — это люди; нервная система — государство; мозг — вожди. Национализм не может существовать без внутренних (разлагающие его болезни — либералы, пацифисты и т. п.) и внешних (другие организмы) врагов, подавляет индивидуальность (какая индивидуальность у клетки?), предполагает коллективную ответственность (за действия одной клетки отвечает весь организм) вместо личной, как прописано в нашем Уголовном кодексе. Из последнего вытекает и особый язык националистов: вместо «человек» или «мигрант» он будет говорить «русский» или «кавказец». Это необходимо, чтобы отделять «своих» (которым априори приписываются все положительные качества) от «чужих» (которые являются средоточием всевозможных пороков), а также чтобы формировать образ врага и комплекс жертвы (которые необходимы националисту для сплочения «организма»).
— После всего, что произошло, я действительно испытываю агрессию — по отношению к власти, которая ничего не делает, чтобы защитить своих граждан, — возмущается Расул. — Правительство должно искать пути выхода из ситуации — вместо него это приходится делать нам.
Анджей БЕЛОВРАНИН
Фото Александра АСТАФЬЕВА, Александра КУЛЕБЯКИНА, Михаила МАСЛЕННИКОВА
Дословно
Из заявления АДЦ «Мемориал»:
«Якобы спонтанные акции «разгневанного народа» (вызванные гибелью одного из болельщиков «Спартака» в драке 6 декабря в Москве) были на самом деле тщательно спланированы лидерами неонацистских группировок, использовавшими возникший конфликт как повод для мобилизации расистов и разжигания межнациональной розни. Массовая истерия лишь нагнеталась реакциями СМИ и политиков, только осуждавших насилие, но почти не пытавшихся призвать к отказу от националистического пафоса беспорядков.
Защищая права приезжих, мигрантов, иностранцев, мы защищаем и себя от разрушительной идеологии ненависти, расизма и фашизма».