Сам себе подарочек
На церемонии губернатору показали не только порт, но и новые модные коллекции одежды
В пятницу Петербургу торжественно передали новый морской пассажирский порт на западе Васильевского острова.
Губернатор Валентина Матвиенко радовалась, что в свой 308-й день рождения город, «как настоящий именинник, получает великолепный подарок». Она благодарила премьера Владимира Путина, министра финансов Алексея Кудрина и компанию «Морской фасад» и вспоминала Петра I, который мечтал «ногою твердой стать при море» — он, мол, «был бы очень доволен нами».
Между тем назвать «подарком» новый порт никак нельзя. Подарки дарят, а не продают. Да еще и с выгодой. Вздумай кто-нибудь всучить Петру такой «подарок» — он бы, наверное, от души отходил дарителя палкой по спине…
Город купил себе подарок за 10 миллиардов
В 2006 году, когда городские власти принимали целевую программу финансирования строительства морского пассажирского терминала (МПТ), предполагалось, что он будет стоить 6,1 млрд рублей. При этом для строительства была выбрана, мягко говоря, странная схема: компания «Морской фасад» за собственные средства строила МПТ, а потом город обязывался оплатить ей все расходы, после чего становился собственником порта. И еще тогда возникал естественный вопрос: если терминал строят за счет города — почему он не оплачивается прямо из бюджета? Почему работы не организованы по схеме городского заказа?
Представители администрации (пробивавшие именно такую схему) никаких аргументов в ее обоснование не говорили. А критики утверждали, что причина проста: такая схема позволяет избавить строителей от какого-либо контроля. Городские власти сами себя лишали возможности проверить, сколько на самом деле стоит строительство порта и насколько эффективно расходуются деньги. И брали на себя обязательство оплатить выставленный им счет, не выясняя, насколько он адекватен.
Более того, после окончательной расплаты с «Морским фасадом» город обязывался приобрести — за более чем 900 млн рублей — его акции, став собственником компании. Откуда взялась такая сумма — притом, что ни на одной бирже акции «Морского фасада» не котируются — оставалось загадкой.
Выгодность этой схемы для «Морского фасада» не вызывала сомнений. Выгодность этой схемы для города — вызывала, и очень большие. Практика показывает, что заведомо невыгодные для города сделки реализуются только в двух случаях: или по крайней глупости чиновников, или по принципу «отката».
В 2009 году — как и следовало ожидать при «бесконтрольной» схеме — выяснилось, что строительство подорожало. Необходимые «инвестиции» (единственным реальным инвестором оказывался городской бюджет, то есть карман налогоплательщиков) — подросли с 6,1 до 9,4 млрд рублей, которые город выплатил «Морскому фасаду». А затем и выкупил его акции за указанную выше сумму. В итоге городские затраты составили 10,2 млрд рублей, уплаченных за полученный «подарок».
Так ли он был нужен
«В 2009 году порт «Морской фасад» принял почти 250 тысяч пассажиров. В навигацию 2010 года — уже более 370 тысяч. В этом году мы планируем принять 630 тысяч пассажиров», — заявила губернатор. По ее словам, рядом с новым морским портом будет построен речной порт, чтобы туристы могли пересаживаться на речные суда, которые будут ходить в центр города и пригороды, и введен новый автобусный маршрут от порта до станции метро «Приморская». У нового порта — четыре терминала (три круизных и паромный) и семь причалов (пять круизных, один универсальный круизно-паромный, и один паромный).
Все это замечательно — вот только в соответствии с экономическим обоснованием, которое было представлено «Морским фасадом» в 2006 году при утверждении целевой программы, для того, чтобы окупить проект в течение 10–12 лет, ежегодно в Петербург морем должны прибывать 12 миллионов туристов. В двадцать раз больше, чем сейчас. При этом экономическое обоснование рассчитывалось для стоимости порта в 6,1 млрд рублей.
Сказанное означает, что новый порт не окупится никогда. И заставляет задать еще один вопрос: почему для того, чтобы принимать круизные лайнеры и паромы, нельзя было расширить причалы существующего Морского вокзала (который городские власти приговорили к сносу) и углубить там акваторию? Может быть, потому, что это не сулило таких возможностей для неэффективного использования бюджетных средств?
Напомним, что когда-то жителей западной части Васильевского на слушаниях убеждали дать согласие на строительство нового порта на намывных территориях, обещая в ответ благоустройство Морской набережной (о котором говорили еще с 80-х годов).
Потом к порту как-то незаметно пристроился намыв 477 гектаров под жилые и бизнес-кварталы — после чего на благоустройстве набережной был поставлен крест. И теперь тем, кто живет на Морской набережной и селился здесь ради видов на море, можно выбирать между будущим видом на порт и будущим видом на элитную застройку. Впрочем, это будет еще не скоро — в ближайшие годы жителей ждет лишь вид на большую стройку и на гниющую канаву, расположенную между набережной и намытыми землями.
Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото ИНТРЕПРЕС