"система" дала сбой
В среду, 21 сентября, министр культуры России Александр Авдеев, отложив все дела и договоренности, экстренно вылетел в Петербург. На следующий день, 22 сентября, Министерство культуры России заявило, что отзывает из правительства пакет готовых и уже на всех уровнях согласованных документов, которые должны были решить судьбу «Ленфильма». Создание частно-государственного партнерства между АФК «Система» и старейшей киностудией страны оказалось под вопросом.
Отзыв произошел накануне решающего дня: ситуацию с «Ленфильмом» должны были обсуждать на заседании правительства РФ, куда художников не приглашали. Внесенный в правительство проект предполагал, что компания RWS, которая входит в «Систему мас-смедиа», а та, в свою очередь, в АФК «Система», в обмен на свои активы получит 75% акций «Ленфильма». При этом у государства останется всего 25% плюс 1 акция.
Прогнозируя ход обсуждения, эксперты указывали на несколько вариантов развития событий. Худший сценарий: обретя полноту полномочий, глава АФК «Система» Владимир Евтушенков вполне мог пустить достояние студии с молотка — продать четыре гектара земли под павильонами и зданиями на Каменноостровском проспекте.
Накануне заседания «системные» люди сильно давили на несговорчивую семью Германов, занимающих по отно-
шению к Евтушенкову последовательно критическую позицию. И старшему, и младшему предлагались деньги на будущие фильмы, предлагались руководящие посты.
Светлана Кармалита, жена Германа-старшего и мать Германа-младшего, сейчас находится в реанимации: ей только что семь часов делали операцию на сердце: борясь за студию, она так рвала сердце, что оно не выдержало.
«После вашего решения заморозить процесс фактической приватизации компанией АФК «Система» киностудии «Ленфильм» представители АФК «Система» не только не прекратили череду обмана в СМИ, сбор и подготовку к дальнейшему использованию намеренно субъективной информации о студии, но и перешли к попыткам подкупа тех, кто выступает за жизнь старейшей из киностудий России, — написал Алексей Герман-младший в открытом письме премьер-министру Владимиру Путину с просьбой прекратить «спектакль, который разыгрывается сейчас вокруг киностудии».
И далее: «…я обращаюсь к вам с просьбой о помощи и защите работников культуры от преследующего исключительно свои интересы крупного бизнеса, преувеличивающего реальную эффективность собственных вложений и сознательно рисующего ложные картины прекрасного будущего «Ленфильма». Картины, которые не имеют никакого отношения к реальности. Я убежден, что без государственной воли невозможно остановить одуревших от вседозволенности и ощущения безграничности своих связей коммерсантов».
Знающие люди полагают, что на Путина повлияли… сентиментальные соображения. В конце концов, «Ленфильм» — ленинградская киностудия, на которой снимали фильмы, виденные премьером еще в школьные годы. «Ленфильма» жалко…» — заявил Путин. И министр культуры Александр Авдеев получил отмашку от главы правительства. Приостановить бизнес-проект, легитимизирующий давление крупного капитала на безупречный культурный бренд, без мановения властной руки не вышло бы.
«Нужда в инвесторе, — заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, — не означает, что он должен поглощать студию и эксплуатировать ее нецелевым образом. Минкультуры поручено найти компромиссный и взвешенный подход к решению проблемы».
Владимир Евтушенков, глава «Системы», по привычке взялся решать вопрос на высшем уровне. А тут «непредсказуемые деятели культуры» — так некстати, накануне президентских выборов — подняли шум на весь мир.
Но нынешним моментом паузы лен-фильмовцам надо распорядиться быстро и умно. Чтобы спасти студию от окончательного поглощения «Системой», не озабоченной в кинопроцессе ничем, кроме извлечения прибылей, у режиссеров осталось совсем немного времени. Накануне выборов премьер-министра еще волнуют громкие голоса лучших российских режиссеров и аниматоров. А после марта 2012-го их, возможно, уже никто не услышит.
Марина ТОКАРЕВА