Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Чурову и путину икалось больше всех

12 декабря 2011 10:00

В Петербурге они стали главными антигероями. Чуть реже упоминали Полтавченко




На Пионерской площади обычные люди в промозглый день протестовали против фальсификаций на выборах.
Мероприятие Смольный согласовал в экстренном порядке — за сутки до акции. Изначально организаторы призывали всех подтягиваться к площади Восстания, однако в последний момент был санкционирован митинг на Пионерской.
С Восстания полиция и организаторы направляли народ к ТЮЗу. Люди поначалу не слишком охотно трогались в путь. Над площадью завис вертолет, проезжавшие машины бесконечно гудели, на площади стояли автозаки. Пару «активистов», которые, провоцируя стражей порядка, начали выкрикивать националистические лозунги, тут же погрузили в автозак.
По Невскому в сторону Владимирского проспекта потянулась огромная колонна. Многие шли с цветами и белыми ленточками. Толпу сопровождал ОМОН, но настроение у всех было приподнятое. Никто ничего не скандировал — чинно и интеллигентно. Автомобилисты продолжали гудеть. Одна машина была обклеена стикерами про партию жуликов и воров.
За полчаса до начала площадь была забита народом, а люди продолжали идти. Другороссы, вставшие отдельно, скандировали традиционное: «Россия без Путина!» и «Мы победим! Мы готовы!». Не отставали анархисты, ингерманландцы, националисты, левые, либертарианцы и пр. Над толпой развевались флаги, опытные демонстранты стояли, вооружившись плакатами «Ваши выборы фарс!», «В отставку волшебника ЦИК» и «Не надо плакать — организуйтесь!»
На разогреве лидер питерского ОГФ Ольга Курносова развлекала пришедших кричалками «Банду Смольного под суд!», «Путин-лыжи-Магадан!» и «ЕдРо» — дерьмо!».
Оратор призывала к отмене выборов («Они украли наши голоса!»), отправляла председателя ЦИК Владимира Чурова в тюрьму и требовала регистрации всех политических партий. Народ слушал внимательно, но заводился только на самые простые и понятные лозунги типа «Чурова на мыло!». Поэтому, когда экс-депутат Сергей Гуляев закричал с трибуны про партию жуликов и воров, народ одобрительно загудел.
Лимоновец Андрей Дмитриев обрушился на Георгия Полтавченко, который назвал акции оппозиции «зарубежной провокацией». Под свист и улюлюканье раздраженные граждане начали кричать: «Где Госдеп США выдает деньги?» Дмитриев объявил градоначальнику ультиматум — 8 дней, чтобы он отменил итоги выборов. В толпе восприняли это требование с сомнением: мол, может ли он это по закону? Лимоновец, увы, не смог удержаться от «раз Кадыров и его люди так любят «Единую Россию», то пусть Путин, Полтавченко и остальные едут туда!». Тут площадь разделилась: одни радостно заулюлюкали, другие затянули огорченное «фу-у-у!».
Музыкальный критик Артемий Троицкий повеселил приветом «питерским хорькам от московских хомячков». Он обратился к деятелям культуры — Эдуарду Хилю, Алексею Герману, Борису Гребенщикову, Сергею Шнурову, Михаилу Пиотровскому, — которых попросил не быть над схваткой, ведь молчание — это очки в копилке Путина, Суркова и компании.
Потом выступало еще много, даже слишком много прекрасных и не очень людей, которые стояли в долгой очереди к трибуне.
Народ уже вовсю тянулся к выходу, когда митинг, длившийся 2,5 часа, завершился под песню Михаила Новицкого «Медведю песец».
Националисты попытались зажечь файеры и увлечь людей к Мариинскому дворцу, но файеры воняли недолго, а на Исаакиевскую за ними никто не потянулся.
— Мужчина, почему вы стоите на газоне? — обратился полицейский к несогласному. — Вы его портите, сойдите с него! Это же наш город…
P.S. На Сенатской площади 10 декабря во время акции «Похороны российской демократии» из 100 человек, которые зажигали свечи, задержали 29. Одиннадцать из них увезли в 57-й отдел полиции, где обвинили в «нарушении порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» и «неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции».
Со всех сняли отпечатки пальцев и сфотографировали. Добровольцы привезли им еду и воду. В камерах было невозможно спать: в комнате на 6 человек стояло две лавочки и было невыносимо душно.
Информация о судьбе задержанных регулярно менялась. Сначала говорили, что отпустят утром следующего дня. В обед их повезли к суду на Садовой, 65/67. Целый день чего-то ждали. Задержанных промариновали в автобусах более пяти часов и повезли обратно в отдел ночевать там вторые сутки. Никто не знает, как долго им еще придется находиться под арестом.
На Пионерской площади вышло до 10 тыс. человек — в три раза больше, чем ожидалось накануне. Это рекорд, как минимум за последние десять лет. По данным полиции, в субботу митинговали 7 тысяч горожан. Задержано всего 10 человек.
В прессу просочилась информация о том, что в ГУВД спущена установка: не свирепствовать, а всячески содействовать митингующим. Несколько десятков автозаков, дежуривших возле места событий, уехали пустыми. Не потребовалось и присутствие на акции военных. На Бородинской улице, у дома № 10, в резерве стояли десять грузовиков с солдатами внутренних войск (в каждом по 15–20 бойцов), но они даже не покинули кузов.

Александра ГАРМАЖАПОВА, Нина ПЕТЛЯНОВА, Инара ЗЯБИРОВА
Фото Михаила Масленникова