Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Шествий будет два

19 января 2012 10:00

Питерские оппозиционеры вновь отличились — акций в рамках кампании «За честные выборы!» будет две. По разные стороны баррикад оказались либералы и националисты. Несогласные спорят, чей оргкомитет представительнее, кто виноват в протестном тупике и почему, если нельзя допускать русофобских высказываний, не запретить кавказофобских.






Вечером 17 января в офисе «Лиги избирательниц» было жарко — оппозиционеры решали судьбу гражданского общества. Пришедшие спорили, перебивали друг друга и целый час пытались утрамбовать регламент заседания оргкомитета «За честные выборы». По залу ходило несколько вариантов соглашения о порядке и условиях проведения общегражданской акции 4 февраля в Петербурге.
На фоне огромного баннера «За честные выборы» сидели руководители «Яблока», Лиги избирательниц, Движения гражданских инициатив, ЛГБТ-организации «Выход», «Обороны», Российского социал-демократического союза молодежи и т. д. Места на галерке заняли те, что именуются «оппозицией в оппозиции», — представители конкурирующего оргкомитета исполнительный директор ОГФ Ольга Курносова, активист националистического движения Дмитрий Сухоруков и их сподвижники.
Львиную долю времени собравшиеся потратили на обсуждение технических вопросов (например, может ли участвовать в собрании другой человек, если «основной игрок» заболел) и прием новых членов (раскритиковали претендентов, которые числятся в альтернативном оргкомитете). Высказаться дали всем, ведь «здесь все жуткие демократы, либералы, да еще толерантные».
Режиссер Перевалов сказал, что поддерживает оба комитета, раздался хохот, объяснили его неразборчивость в связях тем, что он творческий деятель.
Курносова посмеивалась над товарищами по оппозиционному лагерю. «Кто-то идет брать Кремль, а они регламент революции обсуждают», — ерничала она.
Пришедшие долго уточняли, в чем заключается демократия («не в том, что после принятия решения делаю что хочу»), что можно считать нарушением общекорпоративной этики и чем плохо название организации «Оккупируй Петербург».
— Нельзя его принимать в оргкомитет, — говорил активист «Обороны» Максим Иванцов, указывая на представителя какого-то молодежного движения. — Не знаю, что эта за организация!
— А я вас не знаю! И что? — вступился за парня кто-то с галерки.
Молодому человеку рекомендовали активнее посещать заседания оргкомитета. Женщина из «Левого фронта» советовала ему шепотом: «Не ходи сюда больше. Не надо».
Через полтора часа объявили перекур. Активист ОГФ Константин Синицин обратился к Курносовой: «В цирке антракт. Выйдем?»
После перерыва докладчики говорили о том, что обе декабрьские акции в Петербурге прошли неудачно и они, мол, честно пытались договориться с «Гражданским комитетом», куда входят активисты ОГФ, ТИГРа, «Левого фронта», другороссы, коммунисты, националисты, парнасовцы, о совместном шествии. Однако те почему-то не хотят пойти навстречу — требуют убрать из текста соглашения фразу «За честные выборы» и предлагают включить лозунг «Россия без Путина!».
— Ужасающее предложение. Как Россия будет без Путина? — съязвила Курносова.
Участники заседания предложили ей и националистам компромиссный вариант — акция пройдет без партийной символики.
Дмитрий Сухоруков заявил, что они рассматривали для себя иной вариант — предполагалось, что во главе колонны пойдут люди без флагов, дальше — с символикой. Мол, так демократичнее — вдруг кто-то захочет самоопределиться. На самом митинге, по его словам, флаги можно расположить по периферии.
Курносову попросили перечислить состав оргкомитета, в который она входит. «А Русское имперское движение там есть?» — уточнил кто-то. — «Да». — «А что же вы о таких «мелочах» забываете?»
«Вся эта казуистика ведет к тому, что обычные люди никуда не пойдут», — не выдержал кто-то. Присутствующие зашипели: мол, неправ.
«Яблоко» в лице ее лидера Максима Резника было категорично — партия в акциях с националистами не участвует. «Позор!» — «Молодец!» Раздались аплодисменты.
— Не понимаю, почему националисты настаивают на собственных флагах. «Яблоко» вот не настаивает. Почему бы не сделать флаги с логотипом — например, «За честные выборы»? Все же сторонники общей акции, верно? — предложил Резник. — Путин ничуть не больше опасен для страны, чем националисты.
— А кто страну 12 лет в тупик заводил — Путин или националисты?
— Я не хочу вслед за Путиным, еще 40 лет провести в борьбе с националистами! — парировал яблочник.
Иванцов обратился к Сухорукову, выставив два условия — акция пройдет без партийной символики и заявителями станут люди, которые устраивают оба оргкомитета. Сухоруков предложил определиться с понятиями. Дескать, национализм — это любовь к отечеству. «Ой, только не надо о любви к отечеству!» — взмолился кто-то из либерального лагеря.
Итог: шествия будет два. По словам лидера питерской «Другой России» Андрея Дмитриева, он не представляет марша без символики. «Полагаем, что флаги должны быть. Мы подаем свою заявку. Предлагаем три маршрута: БКЗ — Суворовский проспект — Смольный; БКЗ — Невский проспект — Дворцовая площадь; БКЗ — Невский проспект — Исаакиевская площадь», — сообщил он «Новой». Дмитриев настаивает, что их вины в срыве переговоров нет: были лояльны и готовы на уступки. «Пребывали в полной уверенности, что будет единое шествие. Мы даже подписали по их инициативе соглашение, в котором никакого пункта об отсутствии символики не значилось, а вчера нарисовался Резник», — заявил лимоновец.
Состав «Гражданского комитета», полагает он, «более авторитетен». «В него входит ОГФ, «Другая Россия», КПРФ, РОТ-Фронт. Что касается «Парнаса» и «Солидарности» — устал следить за их позицией», — добавил Дмитриев, заметив, что от переговоров «получил дозу отвращения».
Как сообщила «Новой» председатель «Лиги избирательниц» Татьяна Дорутина, их группой заявка будет подана 20 января. Маршрут тот же, что и у Курносовой с другороссами: БКЗ — Невский проспект — Исаакиевская площадь. Дорутина утверждает, что до вчерашнего дня никакого документа не принималось, тот оргкомитет, предположила она, подписал черновой вариант соглашения, внеся существенные националистические правки.

Александра ГАРМАЖАПОВА
Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА