Опаленный павел

23 октября 2003 10:00

В Петербурге вчера отыграли похороны 18-го века. Получилось громко. В центре города, для многочисленных зрителей. Под аплодисменты. Благо и состав исполнителей подобрался ничего себе: Виктор Сухоруков, Олег Янковский, Оксана Мысина... На большой экран вышел фильм Виталия Мельникова «Бедный бедный Павел».
Премьера любого исторического фильма - это уже интересно. Просто потому, что исторический фильм - это почти априори красивые костюмы и красивая музыка. Когда же на афише плюс к этому стоят рядом (sic!) фамилии Сухоруков и Янковский, премьера становится еще и интригующей.



Сюжет, выбранный Мельниковым из всей отечественной истории для сценария (это заключительный фильм его ленфильмовской трилогии; двумя первыми были «Царевич Алексей» и «Царская охота»), не кажется особенно оригинальным: загадочное убийство, загадочный император. А потому вопрос состоял исключительно в том, как станет режиссер трактовать историю Государства Российского: напишет ли новую; решит ли, что история - необязательный фон для перипетий развития сложных человеческих отношений, или, наконец, займется дорогостоящим иллюстрированием Ключевского с Костомаровым.
В титрах, предваряющих фильм, значится: «По мотивам Дмитрия Мережковского». Похоже, именно мотивы Мережковского, а также разные архивные документы и обеспечили прочтение Мельниковым личности Павла I - которого сыграл Виктор Сухоруков. «Когда я готовился, то понял, насколько этот человек незаслуженно оценен. Он воистину бедный», - говорит Сухоруков о своем герое. В этом с ним согласен и Олег Янковский, сыгравший в фильме главного заговорщика графа Палена: «В общем-то отношение всей России к этой трагический личности, мне думается, несправедливо»...
И никак не понять после подобных реплик, каким же должно быть отношение к Павлу сухоруковскому - этакому психически нездоровому ребенку, который, правя Россией, руководствуется только собственным настроением: отправляя ли войска в Индию, начиная ли строить Михайловский замок или обкладывая стены хлебом, чтобы быстрее сохла краска.
Мельников говорит, что главным для него была психология героев. Ведь разговор в фильме идет даже не о странном убийстве - разговор о страшном предательстве Палена, которому бесконечно доверял правнук Петра. Разговор о предательстве, которое каким-то образом оказывается оправдано. Холодного и необыкновенно умного Палена оправдывает его бескорыстная любовь к России и забота о ней и о людях. В общем, одно слово - Достоевский. И братья Карамазовы.
Наиболее интересным из «братьев» станет для зрителей Сухоруков. Вот уж кто оказался неожиданным. И, вроде, юродствует на экране так же, как когда-то делал это в «Комедии строгого режима», и голос родной, но уж больно характер новый. Сам актер признался «НГ»: «Эта роль, подобной которой уже, может быть, мне никогда больше не предложат. Все мои силы, все способности оказались сосредоточены на этой работе. Я очень вырос с ней. Понимаете: как будто я по очереди запрыгивал в три котла и в итоге выскочил таким молодцом. И мне все равно, что будут писать о фильме, потому что я знаю, что сумел сделать».
Привычно восхищаешься игрой Янковского. Что до остальных актеров - наверное, не слишком выразительно были прописаны персонажи - может быть, поэтому хорошая игра Оксаны Мысиной (Мария Федоровна) и Юлии Мавриной (Анна Лопухина) не кажутся чем-то особенно замечательным. Представляется, что именно эти роли и были призваны создавать необходимые историческому фильму антураж и красочную иллюстративность.
Революции с выходом «Павла» на экран не случилось: ни в кинематографе, ни в российской истории. Новое и в то же время очень консервативное по исполнению историческое кино не позволяет определить ни своего времени, ни своего настроения. Оставив зрителя без привычной ему игры в кинематографические ассоциации, «Бедный бедный Павел» просто заставляет себя посмотреть.

Алексей КОБЫЛКОВ
фото ИНТЕРПРЕСС