Статуи усыхают вне финансового контроля
На страже интересов истощившегося бюджета стоит особая чиновничья магия, перед которой бледнеют законы физики
В Петербурге набирает обороты скандал с «усыхающими» мраморными скульптурами базилики святой Екатерины (Невский пр., 32–34, памятник федерального значения). Этот знаменитый католический храм, построенный в XVIII веке, был украшен скульптурной группой из ангелов, а также статуями четырех евангелистов.
Сейчас статуи демонтированы, и на их месте должны появиться копии из мраморной крошки. Все специалисты сходятся в том, что возвращать на место оригиналы не стоит – слишком сильно повредила их агрессивная питерская среда за прошедшие 250 лет. Вот только копии эти, если верить конкурсным документам КГИОП, волшебным образом уменьшились в два раза! Данное «чудо» вполне устраивает чиновников, которые таким образом могут сократить расходы на культуру в сложный для страны период. Однако питерская общественность почему-то в такие чудеса верить отказывается и требует считать приоритетными законы физики.
Анастасия Медведева, до августа 2015 года являвшаяся координатором реставрационных проектов базилики святой Екатерины, рассказывает, что ей пришлось потратить немало усилий для того, чтобы в принципе обратить внимание Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры на неудовлетворительное состояние храма.
Когда же процесс наконец пошел и скульптуры евангелистов и ангелов на храме были обследованы, выяснилось печальное: мрамор на большую глубину пропитался загрязнениями, а многие элементы фигур утрачены. В частности, у Иоанна отсутствует правая рука с пером, фигурам не хватает пальцев, носов, бровей…
Ветер и дождь смыли авторскую поверхность скульптуры, перепады температуры образовали многочисленные трещины. А значит, сами статуи продолжать свое служение не смогут – их придется отправить на заслуженный отдых в Эрмитаж. А их место должны занять копии.
Небываемое бывает, когда нужно
Обследовало скульптуры и подготовило методику их реставрации и копирования ООО «Реставрационная мастерская «Наследие». Однако конкурс на демонтаж статуй, их реставрацию и изготовление модели скульптурной группы ангелов (для последующей отливки копии) в 2014 г. выиграла другая компания – ООО «Коринф». «Коринф» вполне мог бы изготовить все модели да и отлить копии всех статуй. Но на это в 2014 г. у городского бюджета не хватило денег.
С начала 2015 года «коринфяне» надеялись на скорое объявление конкурса на продолжение работ: отреставрированные статуи и модель будущих ангелов, выполненная из гипса и пластилина, послушно ждали в их мастерской на ул. Белинского, 9.
«Сначала нам говорили в КГИОП, что на изготовление копий они денег не дадут, пока не будет отреставрирован аттик церкви, где копии должны располагаться, – поясняет представитель «Коринфа» Игорь Бурдинский. – Мы увидели в этом определенный резон и даже за свои деньги заказали экспертизу аттика у компании «Вега». Было установлено, что он действительно находится в аварийном состоянии. Более того, по результатам обследования по просьбе КГИОП была составлена смета на все оставшиеся работы по ремонту аттика, копированию статуй и водворение копий на положенное место – в сумме 123 млн руб. Но в КГИОП нам сказали, что на все эти работы выделено всего 45 млн руб. и ни копейки больше потрачено не будет».
Несколько месяцев история со статуями не развивалась. Как вдруг в сентябре ГУ «Дирекция заказчика КГИОП» объявило конкурс. В документации было указано, что все работы по копированию должны обойтись в 45 млн. Каким образом это удалось сделать? Помогло чудо! По утверждению КГИОП, в результате реставрации статуи уменьшились в два раза.
Вот как это позже разъяснил КГИОП Комитету финансового контроля: «В процессе производства работ по реставрации скульптур при расчистке и реставрации были уточнены объемы работ на объекте.
Скульптуры апостолов и скульптурная группа из двух ангелов имеют общую площадь поверхности 5,6 тыс. кв. дециметров». Реальная площадь поверхности скульптур, указанная во всех обследованиях и экспертизах, составляет около 9,77 тыс. кв. дм (почти в два раза больше!).
То есть, по мнению КГИОП, на статуях за два с половиной века наросло столько «наносов», что они выросли в размерах в два раза! А теперь, после реставрации, их размеры вернулись к реальным значениям, и надо восстановить скульптуры так, как их задумывал Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот.
Независимые специалисты категорически отвергают возможность такого «разрастания» скульптур под воздействием питерской атмосферы. Никаких «воздушных кораллов» у нас не бывает, и статуи в нашей агрессивной среде, наоборот, могли лишь потерять в объеме.
Было в конкурсной документации и еще одно странное положение: для подсчета стоимости контракта использовались неизвестно откуда взятые территориальные расценки, установленные Минкультом (так называемые ТЕРы).
«В документации использован ТЕР-2001-25, употребляемый для расчета стоимости работ с цветными металлами, – поясняет Роман Потапов, юрист ООО «Строительная компания» (СК) – еще одной реставрационной фирмы, которая теоретически собиралась участвовать в конкурсе. – При этом для работы с мраморными статуями необходимо использовать ТЕР-2001-04, расценки по которому примерно в два раза выше».
Как утверждают эксперты и «Коринфа», и СК, в результате такой «экономии» могут быть повреждены оригинальные мраморные статуи, представляющие музейную ценность.
Учение КГИОП истинно, потому что оно верно
ООО «СК» попыталось оспорить конкурсную документацию. Жалобы были направлены в УФАС, прокуратуру и Комитет по финансовому контролю (КФК). УФАС признало одну жалобу обоснованной, потом другую – частично обоснованной, но большой роли это не сыграло: с помощью антимонопольщиков удалось решить лишь несколько технических моментов, связанных с организацией конкурса, но рассмотрение никак не коснулось главных нарушений.
Самые серьезные надежды реставраторы возлагали на КФК. Подавали туда даже две жалобы. Но все оказалось бесполезно!
В первой жалобе ООО «СК» указало, что параметры (размеры статуй) не соответствуют реальности и использованы неправильные ТЕРы для расчета стоимости работ.
В каждом из нас где-то в глубине живет наивная детская уверенность, что реальные факты, неопровержимые цифры все еще имеют какое-то значение в спорах с властью. Но российские чиновники регулярно доказывают, что эта вера не имеет под собой серьезных оснований. В ответ на жалобу СК Комитет финансового контроля ответил буквально следующее: «Описание объекта закупки носит объективный характер и соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, поскольку все характеристики скульптур, подлежащих копированию, указаны в локальной смете № 1 (приложение № 1.2 к «Техническому заданию»). При проведении данной закупки эти характеристики были скорректированы с учетом реальных размеров ранее отреставрированных скульптур».
Попытавшись перевести это на русский язык, мы получим утверждение следующего порядка: если в конкурсной документации написано, что размеры вот такие вот, значит, они вот такие вот и есть. И никаких других доказательств нам не надо.
Реставраторы понадеялись, что здесь или они чего-то не поняли, или чиновники в чем-то не разобрались, и пожаловались еще раз. Если размеры статуй со времени последних обмеров действительно изменились в два раза, написали они, то по закону должна быть проведена историко-культурная экспертиза. Которая эти изменения реально зафиксирует.
Однако КФК отсутствие экспертизы опять же не посчитал основанием для отмены конкурса, указав, что экспертиза как раз имела место и провела ее весной этого года... компания «Вега»: «В рамках этой экспертизы были даны технологические рекомендации, в том числе и по копированию указанных скульптур. При таких обстоятельствах дополнительного экспертного заключения не требуется».
Внимательный читатель обратил внимание, что экспертиза «Веги» проводилась по заказу «Коринфа». Эта экспертиза подтвердила реальную площадь поверхности статуй в 9,77 тыс. кв. дм, и она же посчитала сметную стоимость работ в 123 млн руб. Как на ее основании можно проводить конкурс, где статуи уменьшены до 5 тыс. кв. дм, а цена контракта – до 45 млн руб.?!
При этом глава КГИОП Сергей Макаров сообщил «Фонтанке.ру», что «копии скульптур будут ровно такими же, что и оригиналы». Каким образом это возможно, если в контракте указаны иные объемы? Получается, победитель конкурса должен будет нарушить условия конкурса?
«На мой взгляд, чиновники совершили подлог, – утверждает Игорь Бурдинский. – И я готов защищать эту позицию в суде».
Заметим, что факт подлога не был установлен судом, а значит, «Новая» не может поддержать заявление Бурдинского. Тем не менее логика чиновников и их игра с цифрами вызывают недоумение.
Отдай и храни!
Несмотря на протесты реставраторов, конкурс был проведен. Его выиграло ООО «Наследие». Каким образом его сотрудники собираются качественно сделать работу, на которую отведено втрое меньше средств, чем необходимо, непонятно. Оперативно получить комментарий у представителей «Наследия» не удалось: исполнительный директор компании Андрей Марков отказался давать комментарий, ссылаясь на то, что подробно не занимался этим контрактом (однако заверил корреспондента «Новой», что с этим конкурсом «все в порядке»). Генеральный же директор Юрий Щедров оказался недоступен.
В этой и так некрасивой истории есть еще один неприятный поворот.
До начала октября статуи, отреставрированные «Коринфом», находились на ул. Белинского, в мастерской этой компании, на ответственном хранении. Однако затем КГИОП потребовал передать их по акту – якобы для того, чтобы уравнять всех участников предстоящего конкурса.
Статуи действительно были вывезены. Причем, как утверждает Игорь Бурдинский, с чудовищными нарушениями технологии транспортировки – что вполне могло привести к их непоправимым повреждениям (а каждый из каменных евангелистов весит около трех тонн).
Хорошо еще, что скульптурная группа из ангелов направилась прямиком в Эрмитажную коллекцию. А вот апостолам не так повезло – они оказались на Тележной ул., где находится в том числе мастерская «Наследия». Обратим внимание читателей: транспортировка состоялась еще до того, как был проведен конкурс! Интересно, как удалось столь точно угадать победителя?
Но самое непонятное, что при этом, по утверждению Бурдинского, акта приема-передачи скульптур «Коринф» так и не получил! То есть статуи уже находятся на Тележной улице, а «ответственным хранителем» все еще считается «Коринф», который даже толком не знает, в каком именно корпусе содержатся мраморные памятники культуры.
«Представители КГИОП постоянно отделываются какими-то смешными отговорками, почему они не могут дать нам акт, – поясняет Игорь Бурдинский. – Это уже какое-то безумие».
Опасное ускорение
Теперь СК (как официальный жалобщик по этому конкурсу) и «Коринф» возлагают последние надежды на прокуратуру. После того как конкурс состоялся, только она может опротестовать его результаты. Реставраторы будут требовать у надзорного органа обратиться с иском в суд, чтобы признать результаты конкурса недействительными.
Между тем, если этого не произойдет, «Наследие» в ответ на «чудо», произошедшее со статуями, должно будет совершить собственное чудо – за непредставимо малую сумму изготовить их копии, такие, чтобы они одномоментно были и положенного, и уменьшенного размера. И при этом уложиться в сроки – до 18 декабря 2015 года. Учитывая, что контракт еще не заключен и работы по закону пока начинать нельзя, у «Наследия» будет на все про все меньше месяца.
С точки зрения реставраторов «Коринфа», качественно выполнить эту задачу в такие сроки невозможно, а в результате ускорения процесса с помощью химических катализаторов могут пострадать как сами мраморные статуи, так и качество копий.
«Новая» будет следить за развитием событий.