Слабость кремлевской идеологии
Для того чтобы сохранить поддержку населения в условиях экономического кризиса и выиграть президентские выборы 2018 года, Владимир Путин выстраивает сегодня идеологию осажденной крепости
Дело в том, что идеология может быть позитивной и негативной. Позитивная показывает людям светлую перспективу, ради которой стоит жить и бороться с врагами. Негативная демонстрирует только врагов. Она стращает обывателя всякими ужасами и заставляет отчаянно отбиваться, но не создает при этом никакого образа будущего.
Яркий пример позитивной идеологии – это коммунизм. Первые поколения строителей коммунизма искренне верили в то, что ради счастья детей и внуков нам стоит претерпеть разного рода трудности. Стоит затянуть пояса, стоит сражаться с агрессорами, стоит терпеть тирана-правителя
Христианство – пример долговременной позитивной идеологии, которая переносит светлое будущее в мир иной, а потому не устаревает, как коммунизм, на протяжении жизни двух-трех поколений. Исламские фундаменталисты, готовые жертвовать собой, тоже являются представителями идеологии, рисующей светлый образ будущего и способной увлечь за собой людей, отчаявшихся получить надежду на спасение в этом мире.
В отличие от великих религий и великих иллюзий прошлого негативная идеология путинской эпохи не способна дать людям четкую цель в жизни. По сути дела она представляет собой не более чем невроз, когда запуганный телевидением зритель видит со всех сторон революционеров, майдаунов, национал-предате
Ради своего нынешнего благосостояния обыватель готов полюбить Путина, поверить в антикризисные усилия правительства и даже дать добро на некоторое увеличение числа пушек вместо импортного масла (но так, чтобы хотя бы отечественное на прилавках лежало!).
Подобная негативная идеология способна создать иллюзию широкой поддержки и даже привести часть общества к урнам для голосования за Путина в 2018 году, но у нее есть два серьезных недостатка.
Во-первых, негативная идеология, в отличие от позитивной, не порождает героев, способных бескомпромиссно бороться за нынешний политический режим. Путинский избиратель спокойно потратит часик своего времени, чтобы пойти на участок и бросить в урну бюллетень, но он не выйдет защищать режим ценой свой жизни и здоровья в кризисной ситуации. Ведь режим-то для него ценен лишь тем, что дает возможность спокойного, растительного существования.
Во-вторых, негативная идеология мгновенно умирает в том случае, если власть меняется, а никаких напророченных пропагандой ужасов не происходит. Иными словами, идеология воздействует на обывателя лишь до тех пор, пока элита заинтересована дурить ему голову. Если же элита вдруг предлагает народу иную модель развития, он быстро теряет свои недавние идеалы. И упоение от того, что Крым наш, развеивается как дурной сон.
Негативная идеология не переживет своего создателя, если элиты не захотят ее культивировать дальше. А они вряд ли этого захотят, поскольку в перспективе они уже не будут иметь от сохранения путинского политического режима тех выгод, которые имели в нулевые годы. При низких ценах на нефть невозможно извлекать былую нефтяную ренту. Невозможно получать былые прибыли от бизнеса, невозможно брать былые взятки и откаты, невозможно сохранять астрономические зарплаты для ближайшего окружения вождя.
Новому поколению российских лидеров понадобится выстраивать свое благосостояние иным путем, нежели нынешнему. И путь этот предполагает выстраивание эффективной экономики, являющейся частью мирового рыночного хозяйства. Поэтому к тому времени, когда Путин уже не будет править Россией, в элите сформируется устойчивое представление о необходимости разрядки международной напряженности и о необходимости жить по сложившимся европейским правилам. В такой ситуации идеология осажденной крепости не сможет быть востребована и телевидение быстро перестанет кормить народ подобной духовной продукцией.
Дмитрий Травин приглашает на презентацию своей новой книги «Крутые горки XXI века: постмодернизация и проблемы России», которая состоится 3 декабря в 18.00 в конференц-зале Европейского университета (Гагаринская ул., 3). В программе вечера рассказ о книге и свободная дискуссия на любые темы.