Одним "Улитка", другим министр
В субботу в здании администрации Московского района представители перевозчиков большегрузов встретились с министром транспорта Максимом Соколовым
Совещание, назначенное в последний момент, состоялось благодаря протестам дальнобойщиков. Между тем представителей самих протестующих к министру не пустили.
В пятницу активистам стало известно, что Владимир Матягин, председатель некоммерческого партнерства "Грузавтотранс", организовал встречу с министром. Перевозчики и дальнобойщики, ездившие "улиткой" по питерским улицам, решили, что Соколов благодаря успеху их движения созрел для разговора с протестующими. Поэтому организовали собрание, на котором выбрали своих представителей для встречи.
"Я был председателем собрания, – пояснил журналистам перевозчик Андрей Бажутин. – Мы выбрали шесть человек. Эти шестеро должны были говорить от имени всех протестующих и сообщить министру наше требование: или полная отмена "Платона" – или мы продолжаем акции".
Однако Матягин заявил собранию перевозчиков, что на встречу с министром пойдут те люди, которые были выбраны на другом собрании, которое проходило под его председательством.
"На встречу с министром были отобраны 32 человека, представители перевозчиков из разных регионов России, – пояснил журналистам Матягин. – А на том собрании (под председательством Бажутина.– А. Б.) я присутствовал. Это был цирк".
Да, господин министр!
В субботу протестующие дальнобойщики пришли к зданию администрации Московского района, но их представителей даже в здание не пустили. Мужики несколько часов мерзли на площади, стращаемые ОМОНом.
В это время министр Максим Соколов общался с группой "умеренных", то есть с теми, кто в целом согласен терпеть систему взимания платы за проезд по федеральным трассам "Платон", но рассчитывают уменьшить издержки.
"Я бы хотел отмены "Платона", но добиться этого, видимо, не получится, – говорит один из матягинских перевозчиков Вадим Яцуп. – Буду настаивать на программе-минимум: заблокировать систему на три года".
Журналистов в здание администрации пустили, но присутствовать на самой встрече с министром было позволено лишь Первому каналу. Остальные довольствовались пресс-подходом… нет, не к министру, конечно! Перед репортерами выступили замруководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов, гендиректор компании-оператора системы "Платон" Александр Советников и собственно Владимир Матягин.
Из их пояснений стало очевидно, что встреча с представителями протестующих в принципе невозможна. Во всяком случае на данном этапе.
"Мы разделяем протестующих на две группы: те, кто требует отмены "Платона" (и с кем диалог невозможен), и те, кто готов идти на компромисс. Таких мы не можем не услышать", – расставил точки над "и" Дмитрий Прончатов. На вопрос, завершилось ли собрание какими-либо конкретными решениями, никто из выступавших так и не ответил. "Если вы думаете, что мы приняли решение о моратории на "Платон", то это не так", – отрезал Прончатов.
Судя по тому, что было рассказано, министр с чиновниками просто собирали мнения и предложения умеренных перевозчиков по системе "Платон". Над ними продолжат работать. В частности, власти уже пошли на уступки в части снижения штрафов за неуплату по "Платону" – соответствующие поправки в КОАП должны обсуждаться 1 декабря в Госдуме.
Одну здравую мысль высказал Владимир Матягин: "Разговоры о системе "Платон" появились не вчера, они начались еще в 2011–2013 годах. Я неоднократно пытался поднять ее обсуждение в профессиональной среде. Работать в этом направлении нужно было до того, как система вступила в действие".
Несмотря на заверения Матягина, большинство дальнобойщиков и перевозчиков впервые услышали о системе "Платон" за пару недель до ее введения. "Мы работаем, газет не читаем, и информация до нас доходит в основном по рации, – пояснил один из лидеров протестующих в Петербурге Олег Крутских. – На фоне всего произошедшего становится понятно, что нам нужна ассоциация, профессиональное объединение. Если "не посодют", будем создавать!".
Фотографии Елены Лукьяновой