"Красоту Грузии мы постарались не расплескать"
"У кого камера – тот и снимает, и проживает", - Дмитрий Вакулин и Григорий Глянц - о ленте "Не твое дело"
Дмитрий Вакулин в 2008 году увлекся фотографией. Публиковался в ИД «Коммерсант», «Бурда», «Новая газета». С 2011 года преподает основы фотографии. В 2012–2013 годах учился в Школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. В 2014 г. поступил на операторский факультет в МШНК. В 2015 году вместе с Григорием Глянцем получил главный приз на фестивале «Милосердие.док» за короткометражный фильм «Хороших вам выходных».
Григорий Глянц – оператор, монтажер, режиссер, выпускник Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.
– Почему Грузия? Каково ее место в драме личных отношений, которой посвящен фильм? Есть ли у страны своя собственная роль – не пейзажи, на фоне которых разворачивается действие, а нечто иное?
Григорий: В фильме умалчивается, почему герои находятся в Грузии и что там делают. На самом же деле в Грузии снималось два фильма одновременно.
Дмитрий: Да, в Грузию мы поехали, чтобы снимать другой фильм. Получилось, что одновременно снимался Светин альманах (прим. ред. главная героиня фильма и оператор) и наша жизнь вне съемок этого альманаха. Это идея Светы,с несколькими героями, разбросанными по всей территории бывшего СССР. Наверное, мы выбрали Грузию, потому что летом там лучше, чем в Иванове или Магнитогорске. Выносить на экран свою жизнь мы не планировали. У меня была идея, кроме этого основного фильма, снимать нашу жизнь за кадром, я даже написал небольшой сценарий. В феврале Света показала мне черновой монтаж про поездку в Иваново, где они искали героиню советского документального кино. В ее монтаже еще не было фильма, но было ощущение дороги, которое меня заинтересовало. В том сценарии я не считал себя одним из героев этой истории, но реальность все расставила по местам.
– Расскажите о вашем творческом альянсе – кто что делал, кто за что отвечал? Насколько твердо были распределены роли, менялись ли вы ими (например, один снимает, второй живет, а потом наоборот)?
Дмитрий: Я не знаю, как по очереди сначала жить, потом снимать. У кого камера – тот и снимает, и проживает. Это метод нашей школы – проживать жизнь с камерой. И без камеры тоже – проживать.
Григорий: После съемок весь материал перешел мне. Я отобрал рабочий материал и выточил из него историю так, как вижу ее я. Насколько четко совпадают финальный результат и предварительный сценарий, я не знаю, возможно, лишь приблизительно. На промежуточных этапах мы работали вместе, смотрели цвет, проверяли звук на косяки. Ссоры, конечно, тоже были. Мы почти окончательно поругались и чуть не потеряли фильм. Я благодарен Марине Разбежкиной за то, что помогла разрешить наш спор и мы не рассорились на всю оставшуюся жизнь. Ну и за то, что фильм вышел к людям.
– Почему-то складывается впечатление, что ваш фильм – документация веселого приключения, почти экспромт. Так ли это? Долго ли вы готовились к съемкам?
Дмитрий: Я готовился всю жизнь. Это путешествие в Грузию и одновременно внутрь себя. Для меня в фильме важнее путешествие в себя, но красоту Грузии мы постарались не расплескать и донести до фильма. Перед поездкой мы читали статьи о стране, я слушал грузинские песни. Есть очень популярный ролик, грузины поют в зале аэропорта Борисполь в Киеве. И кажется, что на время песни этот зал становится частью Грузии. Мне очень хотелось увидеть страну, из которой приехали эти певцы.
Григорий: Я бы не сказал, что это экспромт. Экспромт – звучит оскорбительно. Работа была проделана большая.
– Долго ли снимали? Как выбирали, что войдет в ленту, а что нет?
Дмитрий: Снимали две недели, с момента нашей встречи со Светой в Москве на вокзале и до отъезда в Тбилиси. В тбилисском поезде я сильно простудился и не мог снимать. Наше путешествие закончилось для меня в момент отъезда из Кобулети в Тбилиси, хотя по пути были приключения – мы ехали в старом советском сидячем поезде, такие раньше ходили в Питер, их называли «Юность». На въезде в Тбилиси один вагон загорелся и съехались 12 пожарных машин, была суета. Потом, по дороге через перевал в Россию, я снимал дорогу. Вдруг вернулось ощущение приключения на пару часов. Эти кадры есть в фильме.
– На чем поставили точку в съемках и монтаже?
Дмитрий: В съемках – вот на этой дороге. Мы ехали, я снимал до границы Грузии и России. Из Грузии выпустили легко, а на российском КПП строго спрашивали, что я делал в Грузии, что я делал в Германии полгода назад,– стало понятно, что камеру лучше убрать. Точку поставили российские пограничники. Про точку в монтаже лучше расскажет Гриша. После возвращения пару месяцев я копался в материале и понимал, что нужен взгляд со стороны. Не чей попало, а Гришин. Мы вместе учились в Школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, у меня были Гришины тексты и фильмы. Я их пересмотрел-перечитал и понял, что этому материалу нужен именно Гриша, с его парадоксальным взглядом на мир. И важно было, что наши друзья смотрели и поддерживали.
Григорий: Точка в монтаже была поставлена на самом важном. К счастью, я не могу рассказать вам об этом. Это нужно видеть.
Фильм «Не твое дело» участвует в конкурсной программе Международного кинофестиваля документального кино АРТДОКФЕСТ-2015 (Москва и Санкт-Петербург, 8–16 декабря).
За расписанием и новостями АРТДОКФЕСТ/ПЕТЕРБУРГ следите здесь.