Набоковские числа под расчет
У каждого музея есть свои праздничные исторические дни. Таким днем назвали сотрудники Музея Набокова нынешнее 27 октября. В этот день специально прилетевший в Петербург американский коллекционер Терри Майерс, владелец крупнейшего собрания первых изданий Владимира Набокова и его современников, передал в дар музею ценнейшие экземпляры из своей коллекции - это вышедшие за рубежом в 20-е годы книги Бунина, Ходасевича, Мережковского, Цветаевой, Теффи... И в том числе - несколько номеров издававшегося на русском языке в 30-е годы в Париже литературного эмигрантского журнала «Числа», куда вошли и произведения Набокова.
У нас, в Российской национальной библиотеке, имеется лишь два экземпляра «Чисел». Подаренные же Майерсом журналы были как-то обнаружены им на одном заброшенном калифорнийском книжном складе. Коллекционер передал музейной библиотеке и книгу Набокова «Король. Дама. Валет» (Берлин, 1926 г.). Издание это помимо прочего уникально еще и тем, что на его титульном листе помещено никогда не публиковавшееся рукописное стихотворение Набокова «Бабочки», которое, судя по надписи вверху, посвящено другу писателя, немецкому энтомологу Ивану Кардакову.
- Многие в Америке считают меня сумасшедшим, - сказал на церемонии передачи книг Терри Майерс, - Они говорят, что неразумно дарить эти книги России, где сегодня нестабильная ситуация. Но я уверен, что книги эти должны находится в единственном в мире Музее Набокова, такого же великого писателя, как Шекспир.
Что касается нестабильности, то (простите, бабочки, за будничную прозу...) действительно - по крайней мере музей «великого, как Шекспир» писателя находится сегодня явно в «подвешенном» положении. Музей явно не в состоянии оплачивать высокую аренду помещения. В то же время занимаемое им помещение, как высказался в частном разговоре представитель КУГИ, «является сегодня объектом коммерчески привлекательным».
Таким образом, складывается знакомая и жутковатая ситуация. Дом, принадлежащий когда-то семье писателя, где свято продолжают чтить его память и куда в теплые дни то и дело мистически влетают воспетые Набоковым бабочки, может отойти во владение неким коммерческим структурам. Встревоженные сотрудники музея собираются обратиться к правительству города с просьбой передать Музей Набокова с его уникальной библиотекой под защиту государства.
Что ответит государство? Хватит ли ему широты мышления и дальновидности, чтобы принять такое решение? И, наконец, как всегда, - найдутся ли на это деньги?
Эмилия КУНДЫШЕВА