Все беды на арене
Эпическая стройка стадиона на Крестовском острове может оставить Санкт-Петербург без Кубка конфедераций по футболу.
Из-за разного рода проблем город может лишиться возможности проведения в 2017 году запланированного Кубка конфедераций.
Министр спорта Виталий Мутко с присущим ему неиссякаемым оптимизмом уверяет, что такой опасности нет и все недостатки будут исправлены. Однако стоит подождать до апреля, когда в Петербург должна приехать комиссия ФИФА: окончательный вывод будет делать именно она. А впереди, заметим, – главное спортивное событие в России ближайшего будущего: чемпионат мира по футболу 2018 года, успешное проведение которого является для властей (и не только городских) абсолютным приоритетом.
В ноябре прошлого года вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявлял, что стадион должен быть построен к 27 мая 2016 года. Такой срок установлен губернатором Георгием Полтавченко. Это не значит, что стадион будет полностью готов: закончится само строительство, но останется отделка, монтаж инженерных систем и ряд других работ.
По правилам ФИФА, к концу 2016 года стадион должен быть в полной готовности. И если не успеть, то проведение матчей Кубка конфедераций может оказаться под угрозой. Чемпионату мира, правда, пока ничего не угрожает, но никто ни в Петербурге, ни в России не знает, какие фокусы еще нас ждут в результате экономического кризиса…
Справка "Новой"
Кубок конфедераций – турнир по футболу между сборными командами, который проводится в стране – организаторе чемпионата мира за год до самого чемпионата. В соревновании принимают участие восемь команд: победители шести континентальных чемпионатов, победитель чемпионата мира и команда – хозяйка турнира. Действующим обладателем Кубка является сборная Бразилии.
Стройка буксует
Данные Комитета по строительству (заказчика возведения стадиона, который, напомним, на 100% финансируется за счет петербургского бюджета) таковы.
Общий объем строительных работ по стадиону по состоянию на 18 декабря 2015 года выполнен на 80%, при этом работы по изготовлению металлоконструкции раздвижной кровли выполнены на 62%, монтаж кровли осуществлен на 17%. Идет прокладка инженерных систем и наружных сетей. На выдвижном поле на 47% произведен монтаж рельс. Сделано покрытие стационарной кровли на 9%, выполнены фасады на 98%, облицовка фасадов – на 48%, облицовка колонн – на 13%, установка окон и дверей – на 36%. Производится монтаж кресел для болельщиков (работы выполнены на 51%). Ведутся работы по благоустройству: устройство насыпи холма выполнено на 85%, архитектуры холма – на 95%. Обустройство главного входа выполнено на 99%.
Внешне все выглядит вполне прилично, но, как уже сказано выше, есть проблемы. Их несколько.
Первая: транспортная доступность стадиона, вмещающего 68 тысяч зрителей (и до 77 тысяч во время концертов).
1 июня 2018 года должна открыться станция метро "Новокрестовская", расположенная рядом со стадионом. То есть прямо перед началом ЧМ-2018, и любой сбой в сроках строительства может привести к тому, что к чемпионату открыть ее не успеют. Отметим, что еще летом 2015 года метростроители достаточно осторожно высказывались о шансах уложиться в заданный срок: для этого проходческий щит надо все время гнать на максимальной скорости, не допуская снижения темпов. При этом сама по себе необходимость "Новокрестовской" (на сооружение которой, помимо 10 млрд рублей из федерального бюджета, уже ушло 2,3 млрд рублей из бюджета Петербурга) вызывает сомнения.
Как известно, после футбольных матчей на нынешнем стадионе "Петровский" расположенную рядом станцию "Спортивная" закрывают на вход во избежание давки. То же самое, естественно, будет и на "Новокрестовской". Жилых кварталов рядом со стадионом нет. Прогулочные территории Крестовского острова расположены совсем в другой его части, где находится действующая станция "Крестовский остров". После ЧМ-2018 стадион будет использоваться большей частью для матчей "Зенита", поэтому выходит, что станция будет работать раз в две недели по 2–3 часа на выход, а остальное время фактически простаивать.
Также для обеспечения доступности стадиона планировался Яхтенный мост – между Крестовским островом и Яхтенной улицей в Приморском районе. Однако сейчас этот проект, который собирались реализовать в рамках государственно-частного партнерства, завис: он не согласован с губернатором Георгием Полтавченко.
Эхо девальвации
Вторая проблема, связанная со строительством, – финансовая. То, что происходит с курсом рубля, общеизвестно, а часть оборудования стадиона – импортная. С учетом того, что государственная экспертиза проводилась в 2010 году, когда доллар стоил в два с половиной раза меньше, чем сейчас, проблемы очевидны. К тому же к строительству ни разу не применялись утвержденные правительством России положения об индексировании расценок по мере инфляции, что может вполне легально вылиться в сотни миллионов рублей.
До сей поры, чтобы не увеличивать и так, мягко скажем, немалые расходы на стадион, эта тема не поднималась. Но с учетом падения рубля совершенно не исключено, что вопрос о выделении дополнительных средств может встать в повестку дня в Законодательном собрании при весенней корректировке городского бюджета. Заметим, что логично было бы еще раз поставить вопрос о финансовом участии в строительстве стадиона или федерального бюджета, или Газпрома – владельца "Зенита", а не продолжать взваливать всю тяжесть стройки на петербургский бюджет.
Кто на хозяйстве?
Третья проблема стадиона: нерешенность вопроса с выбором будущей эксплуатирующей организации.
Весной 2014 года я обращался к вице-губернатору Петербурга Марату Оганесяну, прося сообщить, какие затраты и какие доходы будут связаны с будущим проведением на стадионе спортивных и неспортивных мероприятий. В ответ мне сообщили, что все затраты и доходы от проведения как спортивных, так и неспортивных мероприятий на стадионе будут определяться эксплуатирующей организацией.
Пришлось вносить депутатский запрос на имя губернатора и спросить, какая именно организация будет эксплуатировать стадион, на каких условиях и планируется ли за счет прибыли от проведения спортивных и неспортивных мероприятий вернуть городскому бюджету хотя бы часть средств, затраченных на строительство.
Губернатор ответил коротко: "Организация работы по выбору управляющей (эксплуатирующей) организации стадиона в западной части Крестовского острова, а также условия его функционирования будут рассмотрены правительством Санкт-Петербурга с участием всех заинтересованных сторон после передачи указанного стадиона в собственность Санкт-Петербурга". Чего до сих пор не произошло, и стадион так и не имеет "эксплуатанта" со всеми вытекающими последствиями. Хотя впоследствии администрация Петербурга стала говорить, что выберет эксплуатирующую организацию в ноябре 2015 года.
Ну а пока часть городских чиновников, в том числе глава Комитета по строительству Михаил Демиденко, проводит немало времени на стадионе, к тому же имеет там кабинеты. Демиденко даже выкладывает фото вместе с детьми – старшим и младшим – и уверяет, что все будет закончено в срок. Как говорится, хочется верить.