Человек своего музея
Бессменный директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики (РГМАА), почетный полярник, ученый и писатель Виктор Боярский 1 февраля должен покинуть свой пост.
Росгидромет (в ведении которого сейчас находится музей) отказался продлевать контракт с Виктором Боярским, скорее всего, из-за того, что директор сопротивлялся передаче здания РГМАА малочисленному церковному приходу (не более 50 человек) без предоставления музею адекватной замены. Росгидромет эту позицию не разделял. Возможным уходом Боярского с занимаемой должности возмутились петербургские депутаты и направили уже два обращения в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Не рассчитывая особо на благосклонность начальства и перемену решения, увольняемый уверяет, что все равно не бросит музей на произвол судьбы.
Виктор Боярский был первым директором музея Арктики и Антарктики, поскольку до 1998 года тот существовал только как отдел Всесоюзного арктического института. Руководил – неподходящее слово в данном случае. Боярский почти двадцать лет создавал, сохранял и развивал музей. Когда не хватало бюджетных денег, вкладывал личные. Оберегал любимое детище всеми силами. При Боярском никто и ничего не мог сделать во вред музею – ни закрыть, ни ущемить интересы, ни уволить сотрудников, ни переместить экспозиции в неприспособленное или просто менее подходящее помещение, далеко от центра города, что было бы неудобно посетителям.
Однако в 2010 году вышел закон № 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", и на здание музея в центре Петербурга нацелились священнослужители. Никольский единоверческий приход заявил свои права на эти стены, на том основании, что обитал в них до 1932 года. Судебные тяжбы и межведомственные споры о судьбе здания продолжались все последние годы.
Боярский настаивал: "Я против переезда, но если он неизбежен, музей ничего не должен потерять. Самое правильное и адекватное решение проблемы – сохранение здания на улице Марата за музеем до той поры, пока не будет найден подходящий вариант размещения и определены реальные источники финансирования".
К сожалению, учредитель музея – Росгидромет – ни разу не предложил РГМАА ни достойной альтернативы, ни средств на строительство нового здания и передислокацию, однако при этом не препятствовал возвращению площадей приходу.
"Есть основания полагать, что причиной отказа в продлении контракта стала принципиальная позиция Боярского по вопросу о размещении музея, который много лет при поддержке горожан противостоит попыткам выселения из занимаемого здания в совершенно неподходящие помещения", – прокомментировал депутат петербургского парламента Борис Вишневский. 25 января он направил письмо главе Росгидромета Александру Фролову. Парламентарий попросил руководителя ведомства продлить контракт с Виктором Боярским, а также рассмотреть возможность передачи музея (непрофильного актива для Росгидромета) в ведение Министерства культуры или администрации Петербурга. Вишневский напоминает о том, что с губернатором города Георгием Полтавченко эта тема обсуждалась неоднократно, и градоначальник соглашался на такой шаг.
26 января Вишневского поддержали коллеги. Парламентская комиссия по образованию, культуре и науке петербургского ЗакСа направила обращение с теми же просьбами Александру Фролову, советнику президента РФ по культуре Владимиру Толстому и председателю Комитета по культуре ГД РФ Станиславу Говорухину.
Если в ближайшие дни Росгидромет не примет другое решение, то с 1 февраля исполнять обязанности директора РГМАА станет нынешний заместитель Боярского по науке Мария Дукальская.
"Я от музея все равно не удалюсь, – заверяет Виктор Ильич. – Безусловно, буду решать, как мне продолжать свою деятельность. В любом случае буду держать ситуацию под контролем и подсказывать коллегам, что и как делать. Полагаю, что в нынешней экономической ситуации в ближайшие 8–10 лет церковь не заявит о претензиях на здание музея. Но если продолжатся попытки переселить музей, мы будем это всячески блокировать. Это недопустимо. Я знаю, что на моей стороне подавляющее большинство жителей Петербурга".