Ринальди прикроют культурно-спортивным комплексом
У Тучкова буяна проектируют фронт новой застройки
Когда на Совете по сохранению наследия рассматривали новую концепцию Судебного квартала (см. «Новую» от 18.04.2016), о Тучковом буяне вообще не вспомнили – не обсуждалась ни его дальнейшая судьба, ни влияние проектируемого комплекса на этот памятник XVIII века.
В кулуарах эксперты соглашались, что предложенный Евгением Герасимовым тяжелый массив застройки визуально задавит Тучков буян. А один из экспертов обмолвился: «Вы бы видели, что собираются построить с другой стороны!.. Никита Явейн проектирует. Недаром он покинул заседание до обсуждения Судебного квартала – не с руки ему критиковать Герасимова, когда сам закладывает Ринальди «бомбу» со второго бока».
«Новая» решила исследовать этот вопрос, пока не рвануло.
Ни пяди свободной земли
Речь идет об участке в 9,5 тысяч квадратных метров у съезда с Тучкова моста, напротив стадиона «Петровский» – между Большим проспектом П. С., Малой Невой и дворцом спорта «Юбилейный», западнее здания паркинга. У северной границы стоит ТЦ «Артем» – эта безобразная поделка от мастерской А. А. Столярчука появилась здесь в 2003-м, а теперь городским законом № 820 отнесена к числу диссонирующих объектов.
«Когда появился этот отвратительный торговый центр, я был ужасно расстроен – как такое возможно в этом чрезвычайно ответственном месте! – вспоминает профессор Владимир Лисовский. – Но ведь не остановились на этом, продолжили захламлять прочей дрянью. Потом появилась громадная стеклянная пластина бизнес-центра («Арена-холл». –Прим. ред.) и рассекла территорию Тучкова буяна и Ватного острова, которая с градостроительной точки зрения должна рассматриваться как единое пространство, требующее комплексного решения».
Но у нас продолжают рассматривать любое свободное пространство не как элемент планировочной структуры, позволяющий создавать необходимый воздух вокруг архитектурных акцентов, а как потенциальную стройплощадку.
Еще в 2003 году распоряжением за подписью и. о. губернатора Александра Беглова указанный участок в 9,5 тыс. кв. м был предоставлен структуре «кремлевского повара» Евгения Пригожина «Конкорд Менеджмент и Консалтинг» под строительство культурно-спортивного комплекса. Сдать его надлежало в 2006-м. Но хотя работы не начаты до сих пор, Смольный неоднократно продлевал действие распоряжения, даром что губернатор Матвиенко на словах выступала против, заявляя: «Там строить не надо, это избыточное и лишнее строительство». КУГИ в 2010 году попытался в судебном порядке расторгнуть договор аренды участка с созданным под этот проект ООО «Конкорд-Юбилейный», но проиграл. Ответчик ссылался на то, что сроки сорваны из-за «наличия на земельном участке технических сооружений метрополитена и отсутствия решения по организации второго выхода со станции метро «Спортивная». Хотя годом ранее в другом судебном процессе – по его иску к компании-проектировщику – требовал вернуть 2,68 млн предоплаты, так как «утратил интерес к работам по договору в связи с отказом от инвестиционного проекта по строительству многофункционального комплекса» (цитируем по вынесенному в пользу «Конкорд-Юбилейного» решению суда).
В феврале 2015 года Смольный вновь продлевает сроки сдачи объекта (теперь до октября 2018-го). К этому времени ООО «Конкорд-Юбилейный» выкупила Setl Group, которая привлекла к разработке проекта «Студию 44» Никиты Явейна. На сайте Setl Group объект хоть и фигурирует по-прежнему как «культурно-спортивный комплекс», но представлен в разделе коммерческой недвижимости. На прилагаемой картинке – два массивных объема в шесть этажей.
Между двух законов
Недавно эти проектные предложения в закрытом режиме рассмотрели на коллегии КГИОП. Кроме чиновников, в обсуждении принял участие зампредседателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов – он единственный и высказался против, назвав представленное решение чудовищным. Обеспокоенность эксперта вызывают прежде всего два аспекта: фронт новой застройки закроет Тучков буян и подрежет вид на Князь-Владимирский собор. Но Тучков буянне стали и обсуждать, сославшись на то, что в повестке только один вопрос – оценка влияния на исторические доминанты. По второму пришли к заключению, что Князь Владимир хоть и не будет виден в полный рост, но все равно сохраняет свою доминирующую роль.
Прежде на рассматриваемой территории была охранная зона. Но при разработке новой версии 820-го закона согласились заменить ее на зону регулируемой застройки – поскольку тут нет исторических объектов. Но с оговоркой: при условии, что новые здания должны быть не выше конька примыкающих лицевых корпусов. Высота Тучкова буяна по коньку – 21,3 м.
Но в новой версии закона (находится на согласовании в Министерстве культуры) на карте высотного регулирования допустимые максимумы для рассматриваемого участка не указаны – он маркирован как «композиционно завершенная система городских пространств». Где сохраняются объемно-пространственная композиция, габариты зданий, архитектурные решения фасадов, системы озеленения и благоустройства. То есть тут не может появиться вообще ничего, что меняет сложившуюся композиционно-завершенную систему.
Еще один момент, который придется учитывать: закрепляемые 820-м законом охраняемые видовые направления. В нашем случае это вектор, идущий от пересечения Малого проспекта Васильевского острова и 2–3-й линий через Малую Неву к Князь-Владимирскому собору. Проектируемый комплекс в этот луч видимости вторгается.
Археология и не только
До начала работ участок намечаемого строительства должны исследовать археологи. Пока по заказу инвестора осуществлена только археологическая разведка. По ее итогам Светлана Шуньгина выполнила государственную историко-культурную экспертизу.
Зона археологического поиска касалась только южной четверти всего участка. При этом на территории в 2,2 тыс. кв. м было заложено всего два шурфа общей площадью 12 кв. м. В одном из них обнаружили кусок перемычки из небольших колотых плит, фрагменты фундамента и кирпичной кладки высотой до 1,5, окруженной слоем кирпичей с клеймами конца XIX– начала XXв. Кладка, как отмечено в акте, «продолжается за пределами шурфа». Но дальше ее исследовать не стали, все найденное в шурфе засыпали.
Отсылая к доступным ей планам XVIII–XIXвв., не отражающим наличие строений на этом месте, госпожа Шуньгина предполагает: «Вернее всего, этот фундамент относится к зданию, которое зафиксировано на аэрофотосъемке 1942 г.». Из чего делает витиевато сформулированный вывод: «Если данное предположение верно, то постройка, фрагмент которой обнаружен нами, была сооружена в конце 1930-х». И заключает: «Объекты археологического наследия или обладающие признаками таковых не выявлены. Путь к застройке открыт».
«На мой взгляд, этот акт не отвечает требованиям, предъявляемым законом к государственной историко-культурной экспертизе, таким как полнота и обоснованность, – считает Александр Кононов. – Он изобилует словами «вероятно», «предположительно», «скорее всего» и т. п. Это несерьезно, формулировки должны быть однозначны. Эксперт не смогла атрибутировать обнаруженные части объекта, но исследования не были продолжены. На коллегии Никита Игоревич Явейн сказал, что инвестор собирается после этой разведки выполнить полноценные археологические изыскания. Но вывод экспертизы уже есть: проведение на участке строительных работ возможно».
27 апреля проект Явейна рассмотрит Градостроительный совет, куда, кроме самого автора, входят большей частью его коллеги по цеху и чиновники. Ни те ни другие давно не оправдывают названия этого совещательного органа – собственно градостроительный подход им чужд. А таких специалистов, как Владимир Лисовский и разработчик нескольких генеральных планов Борис Николащенко, из состава совета предусмотрительно вывели еще при главном архитекторе Митюреве. Зато ввели Анатолия Столярчука – автора упомянутого ТЦ «Артем», признанного диссонирующим объектом.
Так что скорее всего, как обычно, сосредоточатся на обсуждении фасадиков.
«Новая» предложила свою трибуну профессору Лисовскому. «Я убежден, что ничего здесь строить нельзя. Необходимо оставить эту территорию открытой к Петровскому острову, как предлагалось в начале ХХ века Иваном Фоминым, – считает Владимир Григорьевич. – Тут должно быть свободное пространство, это стратегическая зона для будущего развития, которое вовсе не обязательно подразумевает застройку. Тот же Судебный квартал можно было решить гораздо интереснее, вовлекая эту часть: создать достойный ансамбль, где есть место и обширной площади, и полноценным зеленым общественным пространствам».