Гол в свои ворота
Реконструкция университетского комплекса на Кадетской линии угрожает спортивной реликвии – исторической арене, на которой был сыгран первый в России официальный футбольный матч
Среди неформальных титулов Петербурга звание колыбели российского футбола уступает по популярности прочим – таким, как колыбель трех революций или культурная столица. Казалось бы, этот несправедливо недооцененный бренд должны взять на вооружение в преддверии Кубка конфедераций – 2017, чемпионата мира ФИФА – 2018 и чемпионата Европы – 2020, что пройдут в нашем городе.
Ведь именно здесь, на плацу Первого кадетского корпуса, 24 октября 1897 года (по н. ст.) состоялся первый в России официальный футбольный матч – и именно этот день признан датой рождения отечественного футбола.
Тучи над колыбелью
Столетний юбилей отмечался широко: спортивным фестивалем на историческом поле (тогда – стадионе Военной академии тыла и транспорта), парадом, фейерверками и матчем ветеранов отечественного футбола. А наступающее 120-летие как будто стараются забыть. Возможно, потому, что оно совпадает с заявленным сроком завершения реновации Первого кадетского корпуса (Университетская наб., 13/Кадетская линия, 1–5) под научно-учебный комплекс СПбГУ. В результате которой историческая арена перестанет существовать как полноразмерное футбольное поле.
Проект, разработанный архитектурной мастерской Никиты Явейна «Студия 44», получил все согласования. Как поясняется на сайте мастерской, в процессе приспособления ансамбля Первого Кадетского корпуса (в свою очередь, сформированного на основе бывшей усадьбы Александра Меншикова) его освободят от «поздних диссонирующих построек» и восстановят «утраченные ценные элементы». Обещают «воссоздать трехэтажный флигель» (под театральное отделение вуза) и «вновь возвести наружные галереи»; возродить декоративное убранство залов Петровской эпохи (Зал научного совета) и помещений киноконцертного комплекса, оформленных в стиле ар-деко в 1930–40-е годы.
Единственная признаваемая разработчиками трансформация исторической планировочной структуры – создание во вторых этажах двусветных аудиторий-амфитеатров на 60 и 120 мест. Предполагается, что в итоге в историческом комплексе разместятся часть библиотечного фонда и читальные залы, конгресс-центр с многофункциональным залом на 800 человек, столовые, учебные аудитории, кабинеты и обслуживающая инфраструктура.
Что же до легендарного футбольного поля, то на его месте намереваются создать несколько спортивных площадок – для игры в баскетбол и волейбол, теннисный корт и беговую дорожку формата пришкольного стадиона. Плюс обустроить сквер с боскетами, асфальтированными дорожками, скамейками и прочими атрибутами современной рекреационной зоны.
Память в нарезке
Для историков спорта и его ветеранов такая «нарезка» равносильна уничтожению спортивной реликвии. Что они и пытаются с 2014 года втолковать руководству города и Университета, призывая сохранить поле с беговыми дорожками и секторами для прыжков и метания как памятник становления отечественной физической культуры.
При подготовке историко-культурной экспертизы 2013 года, обосновавшей целесообразность реконструкции ансамбля Первого кадетского корпуса под нужды Университета, группа во главе с Борисом Кириковым исследовала архитектурные, историко-культурные составляющие этого ансамбля – памятника федерального значения с привязкой к проекту реновации. Вопрос ценности футбольного поля в контексте истории российского спорта не рассматривался вовсе.
«В КГИОП, куда мы пришли на прием, сначала выразили сожаление, что не знали об этих фактах раньше, согласились: да, это упущение. И посоветовали нам самим заказать новую экспертизу, которая учла бы и этот важный аспект, – рассказывает координатор инициативной группы Виктор Криво, выпускник Ленинградского университета и бывший сотрудник кафедры физвоспитания ЛГУ. – Мы заказали. Нашу экспертизу выполнил аттестованный Министерством культуры эксперт, руководитель института «Спецпроектреставрация» Владимир Фомин. Большую помощь оказали исследователи отечественного спорта. Но КГИОП в 2015 году по формальным основаниям нашу экспертизу отклонил».
Обращения к ректору СПбГУ, в профильные комитеты Смольного, под которыми стоят подписи президента Университета им. Лесгафта профессора Владимира Агеевца, почетного гражданина Петербурга Михаила Боброва, трехкратной олимпийской чемпионки Татьяны Казанкиной и других специалистов и именитых спортсменов, не дали никакого результата. В ответном письме проректор Михаил Кудилинский сообщил, что все согласования получены и что «предусмотренные проектом реконструкции мероприятия не меняют статус и назначение данного достопримечательного места, а, наоборот, позволяют в современных условиях сохранить спортивные традиции и память о важных вехах российской спортивной истории».
В КГИОП тоже не видят причин для беспокойства: никаких новых зданий на месте исторического поля строить не будут, чего ж вам еще?
Невостребованный патриотизм
Плац Первого кадетского корпуса, как доказывает экспертиза 2015 года, связан с целым рядом событий, составляющих славу России. Без всякого пафоса.
Михаил Илларионович Кутузов служил директором корпуса в 1794–1797 годах. При нем одним из важных нововведений стало включение в перечень дисциплин военной тактики – которая отрабатывалась не только на занятиях в классах, но и практически, на этом самом плацу: встречный штыковой бой, каре для отражения атак конницы, преодоление препятствий. В распорядке дня кадетов с годами добавлялись и все новые внеклассные занятия – верховая езда, вольтижировка, музыка, пение и танцы (с 1830 г. они войдут в Положение и Устав о военно-учебных заведениях).
Обязательным с 1841 г. станет и пребывание не менее часа на свежем воздухе, причем в любую погоду. Утвержденные в 1859 г. «Правила для обучения гимнастике в войсках» будут содержать подробное руководство по организации занятий, включая связанные с гигиеной и здоровьем аспекты, описание различных снарядов и упражнений. Специальную программу упражнений для воспитанников военных учреждений разработает к 1875 г. Петр Лесгафт.
Кадеты во время занятий гимнастикой на плацу, 1901 г. Фото ЦГАКФФД
Еще одно имя, связанное с историей этого места: Алексей Дмитриевич Бутовский, один из учредителей современных Олимпийских игр, чья роль в развитии олимпийского движения была отмечена Пьером де Кубертеном. В 1871 г. Бутовский заступил на должность офицера-воспитателя Первой Санкт-Петербургской военной гимназии и стал главным разработчиком программам физического воспитания кадетов и юнкеров, которые практиковались в том числе на этом плацу.
Номер первый
Отсюда в июне 1804 года стартовал первый в России выполняемый с целью научных исследований полет на воздушном шаре: он достиг высоты 2550 метров и летел без малого четыре часа, преодолев путь в 60 верст.
С 1860-х плац регулярно предоставлялся членам английской колонии для проведения мероприятий, приуроченных к их национальным праздникам: например, ко Дню королевы.
Приходили целыми семьями, соревновались в беге на короткие и длинные дистанции, в экзотичных для России того времени прыжках с шестом, играх в крикет и регби (что переняли потом и кадеты).
Эти петербургские англичане и сыграли ключевую роль в зарождении интереса к футболу на берегах Невы, а затем и по всей России. В 1860-м был основан английский кружок подвижных игр «Нева», где наряду с крикетом стал пользоваться популярностью и футбол. Как отмечает Юрий Лукосяк, плац Первого кадетского корпуса долгое время оставался единственной в городе пригодной для игры в футбол площадкой (к тому же большинство петербургских англичан проживали на Васильевском острове) – здесь и стали проводить матчи основанного колонистами в 1879 году «С.-Петербургского футбол-клаба».
И именно здесь в октябре 1897 года состоялся первый в истории России официальный матч. На поле сошлись команды Василеостровского общества футболистов (состоявшая в основном из англичан) и Петербургского кружка любителей спорта. Последние проиграли со счетом 0:6. Хотя тогдашние репортеры и отмечали проявленную русскими самоотверженность, но все же победа досталась англичанам, отличившимся «сыгранностью и техничностью». Реванш будет взят уже на следующий год, со счетом 4:3.
Здесь же 6 мая 1890 г. прошла и первая международная матчевая встреча по легкой атлетике. Участники «Петербургского кружка любителей спорта соревновались с британскими спортсменами из гребного клуба Arrow (по двое на вид), – рассказывает в своей книге заслуженный тренер СССР по легкой атлетике Вячеслав Степанов. – Наши спортсмены Петр Москвин и Николай Эрниц выиграли у англичан в забеге на дистанцию 100 ярдов».
Страницы блокадной истории
В блокадном Ленинграде была создана бригада выздоравливающих в составе десяти батальонов, часть из которых размещалась на Кадетской линии. С ними занимались опытные спортсмены и преподаватели-методисты по физической культуре и спорту.
Легендарный блокадный матч на стадионе «Динамо» давно вписан в летопись подвига осажденного Ленинграда. О событии, произошедшем на стадионе Первого кадетского корпуса после самой страшной блокадной зимы, известно не так широко.
Вот как описывал его профессор Политехнического института, доктор исторических наук, мастер спорта СССР Владимир Ганкевич: «31 мая 1942 г. в Ленинграде на стадионе на Съездовской линии Васильевского острова прошел праздник всех десяти батальонов бригады выздоравливающих. (...) На этом празднике в выступлениях приняло участие около 1000 человек. Присутствовало и командование Ленинградского фронта. Гимнасты выступали на снарядах, были проведены легкоатлетические эстафеты, рукопашный бой команд батальонов, массовые спортивно-показательные выступления. Праздник длился почти два часа. Вражеская артиллерия не вела в это время огонь по Васильевскому острову (хотя во время репетиций обстрелы велись). Были приняты все меры предосторожности: на пригласительных билетах не были обозначены ни дата, ни место проведения праздника. Эти сведения сообщались устно при вручении билетов. Воздушное пространство над стадионом патрулировали отечественные самолеты-истребители».
Как свидетельствует Михаил Бобров, здесь проводились и блокадные футбольные матчи.
Большая польза маленькой корректировки
Эксперты убеждены: «Историческая ценность этого футбольного поля с прилегающими трибунами, легкоатлетическими дорожками заключается в том, что это фактически первая прослужившая немало лет на пользу спорту арена, где отечественный футбол делал свои первые шаги. Важно и то, что оно сохранило свое первозданное местоположение».
В его защиту выступила и Региональная спортивная федерация футбола Санкт-Петербурга, направившая губернатору Георгию Полтавченко и руководству СПбГУ ряд конкретных предложений. В частности, речь шла об участии в создании фонда «Стадион СПбГУ – место зарождения Российского футбола» и филиала «Музея истории футбола Санкт-Петербурга», привлечении спонсоров, помощи в проведении лекций, судейских семинаров, мастер-классов и соревнований. Также предлагалось разработать план совместных мероприятий, увязанных с международными футбольными событиями, которые должны пройти в Петербурге в 2017–2018 гг.
В январе 2016 г. к губернатору Петербурга обратился и Российский футбольный союз с просьбой посодействовать корректировке проекта реконструкции, чтобы сохранить историческое футбольное поле.
На выходе – ничего утешительного. Формальная констатация имеющихся согласований, информация о том, что «на месте существующего футбольного поля предполагается сохранить свободное пространство, которое будет частично занято спортивными площадками» и губернаторский вердикт: «Оснований для корректировки проектной документации нет».
Ветераны спорта недоумевают: разве сохранение живого свидетеля рождения отечественного футбола – не достаточное основание? Корректировка в планах нужна незначительная, и это тот редкий случай, когда застройщикам не надо жертвовать квадратными метрами.
Как рассказали «Новой» члены инициативной группы, по их предложению специалистами кафедры спортивных сооружений Университета им. Лесгафта был разработан эскизный проект, показывающий, как можно и полномасштабное футбольное поле сохранить, и разместить другие спортивные площадки.
С просьбой сохранить объект, обладающий исторической и спортивной ценностью, обратился к вице-губернатору Игорю Албину депутат Алексей Ковалев. По мнению парламентария, «игнорирование доводов исследователей, историков и ветеранов спорта, поддержанных РФС, грозит ликвидацией одного из немногих сохранившихся в стране исторических спортивных сооружений конца XIX века».