Прокуратуре понравилось представление
ГП РФ закончила проверку нарушений на выборах в Санкт-Петербурге 18 сентября. Забудьте.
Страшнее, чем председатель ЦИК Элла Памфилова, никто и никогда из чиновников не ругал петербургский Горизбирком за нарушения на выборах, хотя их всегда хватало. Но и смешнее, чем Генпрокуратура РФ, их никто за это не наказывал.
Как рассказывала «Новая», в мае, при назначении Виктора Панкевича новым руководителем петербургского горизбиркома, Элла Памфилова возлагала на него большие надежды: «Панкевич не несет ответственности за грехи прежнего председателя, – убеждала Элла Александровна. – Я уже встречалась с ним. Мы беседовали: он глубоко разбирается в проблемах и знает, на что направить усилия. Сейчас очень важно назначить в город ответственного человека, который быстро сможет войти в работу и обеспечить честные, открытые, достойные выборы».
В сентябре выяснилось, что «честными, открытыми, достойными» выборы не получились. 21 сентября на заседании Центризбиркома Памфилова была резка в оценках: «На выборах 18 сентября в Петербурге было вызывающе циничное применение административного ресурса […] Сказалась родовая травма […] Городская избирательная комиссия Петербурга не смогла противопоставить злоупотреблению административным ресурсом в ходе выборов практически ничего».
Памфилова передала в прокуратуру материалы о нарушениях и велела федеральным прокурорам максимально быстро, не более чем за 7 дней, с ними разобраться. Те организовали выездную проверку, и даже не неделю, а две инспектировали избирательные комиссии города на Неве. Итог: 6 октября Генпрокуратура «вынесла представление» Виктору Панкевичу в связи с «незначительными нарушениями» на выборах.
«Незначительные нарушения», подтвержденные выездными проверяющими, это: несоблюдение порядка подсчета бюллетеней избирателей, несоблюдение порядка оформления протокола об итогах голосования, не в полной мере обеспечение прав участников избирательного процесса на незамедлительное получение копий протоколов об итогах голосования, нарушения при ведении реестров выдачи копий протоколов.
«Генеральная прокуратура не нашла таких нарушений закона, которые бы повлияли на волеизъявление граждан и установление результатов выборов, – сообщили «Новой» в пресс-службе ГП РФ. – Информация о противодействии со стороны членов территориальных избирательных комиссий, о нарушении порядка подсчета неиспользованных и испорченных избирателями бюллетеней для голосования, о невыдаче членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса копий протоколов об итогах голосования и ненадлежащем их оформлении не подтвердилась».
«Слона-то я и не приметил, – прокомментировали «Новой» результаты прокурорской проверки координаторы общественной организации «Наблюдатели Петербурга». – Сначала мы поверили в возможность перемен. И даже не потому, что когда-либо подобные проверки приводили к реальным результатам, просто сам факт публичного реагирования Москвы, руководителей вышестоящих инстанций на нарушения их подчиненных был для нас внове. На какую-то минуту мы подумали: а вдруг? Но нет, оказалось, это всего лишь публичная порка.
Элла Памфилова и Виктор Панкевич / Фото: Александр Коряков (КоммерсантЪ)
Смешны не только те нарушения, которые за две недели разглядели прокуроры из столицы, но и требование главного надзорного ведомства страны, адресованное Виктору Панкевичу: «Незамедлительно устранить все выявленные нарушения». Это что значит? Неужели провести выборы в Петербурге заново? Или задним числом оформить правильно бумажки?
«Нарушения разные, и их по-разному можно устранить, – объясняет руководитель «Наблюдателей Петербурга» Александра Крыленкова. – Могут провести некую профилактическую работу, могут принять какие-то кадровые решения. Могут сделать проще: прокуратура может через некоторое время провести еще одну проверку и заявить, что «все нарушения устранены». Без подробностей. Устранены – и точка».
Тем не менее, как отмечают «Наблюдатели Петербурга», в отчете ГП РФ зафиксированы по меньшей мере два нарушения закона: невыдача и ненадлежащее оформление протоколов. По этим фактам должны быть возбуждены и расследоваться административные дела.
«Насколько мы знаем, на сегодняшний дел никаких расследований нет, – продолжает Крыленкова. – Наша организация в настоящее время продолжает собственную проверку итогов голосования в Петербурге. Пока мы успели охватить только центральные районы города, но и по ним выходит, что не менее 20 процентов протоколов были переписаны. Когда мы завершим свою работу, мы обязательно будем с полученными данными обращаться в прокуратуру. Посмотрим, что они нам ответят».