Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

По нужде можно не всем

21 ноября 2016 09:51 / Общество

Из-за отсутствия специальных туалетов многие районы города для инвалидов-колясочников полностью закрыты

Петербург стал одним из лидеров (пока только в нашей стране) по количеству туалетно-посадочных мест. По норме их должно быть одно на тысячу жителей, а у нас – всего на 550.

Провонявшие подворотни и арки постепенно уходят в прошлое, но это не значит, что проблема решена полностью. Красивая статистика – достижение не только «Водоканала», сюда входят туалеты, которые находятся в торговых центрах, кафе и ресторанах. А туда, несмотря на рекомендацию еще Валентины Матвиенко пускать страждущих бесплатно, не всякий рискнет сунуться. Кроме того, ночью справить нужду можно только по двум (!) адресам (на Адмиралтейском пр., 5, и в Салтыковском сквере у Зимнего дворца), причем круглосуточно эти кабинки работают только с мая по октябрь.


Оснастить туалеты с кассирами автоматическими кабинками, которые будут открыты и ночью, планируется только к 2020 году. Правда, далеко не все, а те, что находятся на туристических маршрутах.


Но даже это не самая большая проблема городских туалетов

Юлия Яганова, президент организации инвалидов «На коляске без барьеров», уверена, что общественных туалетов, пригодных для посещения инвалидами-колясочниками, считаные единицы. «Туалет за Исаакиевским собором включен во все путеводители по Петербургу для инвалидов, – рассказала Юлия Яганова. – У нас есть к нему нарекания, но во всяком случае колясочник может им воспользоваться».

Между тем на запрос «Новой» «Водоканал» сообщил, что почти половина из 157 стационарных городских туалетов, расположенных в отдельных зданиях, оборудованы комнатами для маломобильных групп. Более того, их будет больше – с 1 июля 2016 г. вступили в силу статьи закона № 419: теперь все объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, вновь построенные или реконструированные, должны быть оборудованы для инвалидов.

«Ситуация меняется, но очень медленно, – комментирует Светлана Быстрова, активист движения «Колясочники Питера» и общественной организации «На коляске без барьеров». – Главная проблема – неготовность людей к тому, чтобы иметь социальную ответственность друг за друга. Если бы не это, решить технические задачи было бы гораздо проще».


По словам Светланы Быстровой, лучше всего туалеты для инвалидов устроены в больших сетевых магазинах «О'кей», «Лента», «Карусель», а также в «Макдоналдсе», который активистка называет спасением.


Чтобы среда была доступной, каждый мельчайший элемент должен быть устроен правильно: достаточно одной непродуманной ступеньки, чтобы свести на нет усилия по устройству пандусов, лифтов и т. п. Касается это и обустройства туалетов для инвалидов. В тех же торговых центрах, которые вроде бы оснащены специальными кабинками, проектировщики могут устроить на подъезде к ним непреодолимый порог. В иных местах туалеты для инвалидов вовсе превращены в кладовки и приходится искать человека с ключом. Также эти кабинки почему-то не любят делать закрывающимися и подчас не оборудуют тревожной кнопкой.

«Существуют строительные нормы по устройству туалетов для инвалидов, – рассказывает Светлана Быстрова. – Но подчас они не соблюдаются, особенно когда туалет для инвалидов делают по остаточному принципу, приспосабливая к нему какое-либо слабо подходящее помещение. В результате или само помещение оказывается слишком маленьким, или двери слишком узкими, или поручни, крючки, сам унитаз находятся на неправильной высоте – хотя все это прописано в строительных правилах».

Как полагает Быстрова, происходит это оттого, что такие комнаты часто делают для галочки, лишь бы отвязаться. Испытать их, прежде чем сдавать в эксплуатацию, собственникам часто не приходит в голову. В туалетах «Водоканала» специальные комнаты тоже появляются, и нормы там в целом соблюдаются, но отсутствие общего подхода создает трудности. В частности, активистка сообщила, что часто на въезде в здание железная дверь образует порожек, который с очень большим трудом можно переехать на ручной коляске и совершенно невозможно преодолеть на электрической.


В «Водоканале» «Новой» сообщили, что «случаев, когда услуга маломобильным группам не была предоставлена, в Петербурге зарегистрировано не было, тем более что в туалетах постоянно находится обслуживающий персонал, готовый оказать помощь инвалидам». Однако вопрос, поступают ли нарекания на устройство туалетов для инвалидов, был оставлен без ответа.

 


Отдельную проблему составляют временные туалеты для инвалидов, устанавливаемые на городских праздниках. Олег Муртазин, начальник Управления городской водной инфраструктуры «Водоканала», на пресс-конференции, которую проводил ТАСС, заявил, что временные кабинки обязательно появляются на каждом фестивале под открытым небом. Однако, по словам Быстровой, ей ни разу не удалось воспользоваться таким туалетом, так как при установке не продумываются пути подъезда: «Какой смысл в туалете для инвалидов, если он стоит на поребрике и туда невозможно въехать?»

Как рассказала Юлия Яганова, в парадном Петербурге инвалидов спасают фешенебельные гостиницы – там туалеты для инвалидов есть всегда и колясочникам не отказывают.

«Планируя прогулку по Петербургу, инвалиду приходится в первую очередь отталкиваться именно от наличия на маршруте туалетов. Места, где их нет, фактически оказываются недоступными, – поясняет правозащитница. – Очень грустно, что владельцы кафе и ресторанов, в том числе в центре, не торопятся оборудовать свои заведения специальными кабинками. Притом что, обратившись в организацию инвалидов, бизнесмены могут с помощью государственной субсидии компенсировать свои расходы. Это могло бы стать для них существенным конкурентным преимуществом, ведь среди колясочников есть и вполне состоятельные люди».

Из-за отсутствия туалетов, оборудованных для колясочников, многие территории Петербурга для них практически закрыты. «Если в Петергоф я могу спокойно поехать, так как знаю, что там все есть, – поясняет Светлана Быстрова, – то, например, в Стрельну даже не буду пытаться. Недоступные зоны есть и в центре города, например практически весь Васильевский остров. Я некоторое время жила на Васильевском и знаю, что возможность прогулки по острову для колясочника практически исключена именно по причине отсутствия уборных».

Принципиальным решением проблемы могло бы стать более плодотворное сотрудничество властей с общественными организациями. «При нашей поддержке при Комитете по соцполитике даже создана общественная инспекция, – рассказывает активистка. – Но большого толка от этой надстройки мы не видим».