Из кабалы – в небо
Фото: hiddenside.ru

Из кабалы – в небо

5 декабря 2016 10:10 / Общество

7 декабря правительство Ленинградской области ждет решения антимонопольной службы, быть в Сиверском аэропорту для лоукостеров или нет

Даже если УФАС ЛО скажет «да» проекту нового аэропорта, губернатору Александру Дрозденко предстоит нелегкая борьба: против идеи, которую он вынашивает уже несколько лет, выступает Министерство транспорта РФ, насмерть будет стоять аэропорт Пулково и шага не сделает навстречу Смольный. У всех своих резоны, имеющие мало отношения к интересам авиапассажиров.

Когда в 2009 году консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы» стал победителем конкурса на право реконструкции и дальнейшей эксплуатации аэропорта Пулково, его руководство пролоббировало соглашение «О партнерстве между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью об авиационной деятельности». Собственно, никакого партнерства документ, подписанный тогдашними губернаторами ЛО и СПб Валерием Сердюковым и Валентиной Матвиенко, не подразумевал. Он фактически утверждал монопольное положение Пулково на тридцать лет – до 2040 года, зачищал площадку от любых конкурентов и запрещал строительство международных аэропортов на территории области.

Став главой Ленинградской области, Александр Дрозденко заявил о несогласии с решением своих предшественников.


Еще в 2014 году он говорил, что опыт соседней Лаппенранты, откуда до Парижа можно долететь за 50 евро, не дает ему покоя, и приглядывался к территориям, где можно было бы создать свой аэропорт.


В ноябре 2016-го он наконец отправил коллеге Григорию Полтавченко письмо, где без дипломатических экивоков сообщил, что по, его мнению, пресловутое соглашение сдерживает развитие вверенного ему региона и не соответствует требованиям антимонопольного законодательства. Поэтому он приостанавливает участие в соглашении до решения областного УФАС. Письмо с просьбой оценить документ Дрозденко направил и главе УФАС Ленобласти Александру Плетешкову.

Еще до получения официальной реакции Петербурга и УФАС стала известна отрицательная позиция федерального Минтранса. Замминистра транспорта РФ Николай Асаул заявил, что Ленинградская область обязана соблюдать соглашение, а решение, быть или не быть аэропорту в Сиверском, должен принимать почему-то город. Объяснить резкость Асаула можно только тем, что в 2009 году он был председателем Комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга, лично отвечал за вопросы, связанные с развитием Пулково и приложил немало усилий к созданию этого соглашения.

Зачем это нам

От того, кто из губернаторов одержит в этом споре верх, зависит, сколько мы будем платить за авиаперелеты и по России, и за границу. Следствием монопольного положения на рынке аэропорта Пулково стала его крайне негибкая ценовая политика. Аэропортовые сборы (плата за взлет-посадку, обслуживание пассажира на земле, безопасность, топливо и пр.) в несколько раз выше, чем у зарубежных коллег, а соответственно, тарифы на перелеты одни из самых высоких в Европе и даже обгоняют Москву, где между собой конкурируют несколько аэропортов. Зато у нас процветают маршрутки до Хельсинки, откуда в Европу можно улететь гораздо дешевле.


Для рынка лоукостеров – дешевых авиаперевозчиков, которые экономят за счет питания пассажиров, провоза багажа, возврата неиспользованных билетов и т. д. – Петербург вообще закрыт (как, впрочем, и большинство российских аэропортов). И пока Пулково сохраняет статус «вне конкуренции», ни о каких лоукостерах мечтать не приходится.


Аэро-планы

Проект аэропорта в Сиверском с самого начала был заточен под востребованных лоукостеров и грузовые перевозки. «Предполагается создать аэропорт среднего класса с минимальными сборами для авиакомпаний и низкими тарифами на хранение частного авиатранспорта», – прокомментировал «Новой» Александр Дрозденко. По мнению авторов идеи, местоположение аэропорта в Сиверском позволит сократить полетное время в Европу на 20 минут, в Москву – на 12 минут, что отразится на стоимости билетов. Губернатор области уверен, что малый аэропорт не составит конкуренции Пулково, и приводит в пример Париж, близ которого работают три аэропорта – Шарль-де-Голль, Орли и Бове, а также Финляндию с крупным аэропортом в Хельсинки и аэровокзалом для лоукостеров в Лаппенранте.

Несмотря на мгновенную негативную реакцию Николая Асаула, в правительстве области надеются договориться с Минтрансом и строят оптимистичные планы. Аэропорт будет находиться на территории нынешнего аэродрома Сиверский, принадлежащего Минобороны и управляемого ДОСААФ. Летом 2016 года между правительством области и ДОСААФ было подписано соглашение о передаче земли и имущества аэродрома в собственность регионального правительства. Взамен Ленобласть за 100 млн рублей модернизирует аэродром Сиворицы (в 14,5 км к югу от Гатчины) под нужды ДОСААФ. Работы будет выполнять тот же инвестор, который будет реконструировать Сиверский аэродром. Инвестора должны объявить в течение трех месяцев с момента окончательной передачи Ленобласти земли и имущества аэродрома от Минобороны. Предположительно это может произойти в 2017 году. Как сообщили «Новой» в Комитете по экономическому развитию, интерес к проекту проявляла компания «Евросиб». Кроме того, правительство области провело переговоры с РЖД по организации системы единой регистрации на поезд – самолет, возможно прямо на Балтийском вокзале, откуда до аэропорта будут ходить аэроэкспрессы.

Однако до составления расписания аэроэкспрессов еще далеко.


Главный вопрос сегодня – позволят ли Ленинградской области иметь свой международный аэропорт и выпустят ли из соглашения по-хорошему?


В Комитете экономического развития региона говорят, что все будет зависеть от решения антимонопольной службы, которое должно поступить после 7 декабря. В ожидании этого Минтранс также воздерживается от суждений. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский заявил «Новой», что вообще не знает об этом авиапроекте. Точно в таком же неведении, по его словам, находится и член совета директоров ООО «ВВСС», бывший генеральный директор Пулково Сергей Эмдин. В пресс-службе ВВСС нам заявили, что не могут комментировать соглашение между Петербургом и областью и его возможный разрыв, так как компания вообще не является подписантом этого документа. Похоже, никто из заинтересованных лиц не предполагает, в чью пользу примет решение УФАС ЛО. На вопрос, может ли новый аэропорт составить конкуренцию Пулково, в ВВСС сообщили, что у них запас пропускной мощности – еще 4,5 млн человек в год. Из этого можно сделать вывод, что конкуренты ему не нужны.

Справка «Новой»

Военный аэродром Сиверский расположен в Гатчинском районе. Расстояние до КАД – около 55 км, до ближайшей железной дороги – около 1 км, рядом проходит федеральная автодорога «Е-95». Аэродром имеет две взлетно-посадочные полосы длиной 2,3 и 2,5 км и способен принимать самолеты Ил-76, Ту-134 и все более легкие, а также вертолеты всех типов. Для трансформации военного аэропорта в пассажирский потребуется построить терминалы, центр управления воздушным движением и необходимую инфраструктуру.

Пропускная способность Пулково в настоящий момент – 18 млн человек в год. В 2014 году пассажиропоток составил 14 264 732 человека. После открытия нового терминала он снизился почти на миллион – 13 499 755.