Двойной портрет и третий лишний

Двойной портрет и третий лишний

23 декабря 2016 14:22 / Общество

Василий Кичеджи вписался в историю, присоседившись к императору-страстотерпцу и Ульянову-Ленину

Где бы ни работал Василий Николаевич – директором вагона-ресторана, Челябинского тракторного завода или вице-губернатором Петербурга по культуре – он всегда отличался умением привлечь к себе внимание нетривиальным образом. Заняв пост и. о. ректора Академии Штиглица, чиновник и здесь проявил недюжинную смекалку, дабы громко заявить о себе.

В последний день ноября и. о. ректора собрал в академии журналистов, чтобы показать, как он выразился, «наш бриллиант» – картину, на одной стороне которой изображен В. И. Ленин, а на другой – «император, святой, мученик» Николай II. Портрет императора без малого век был скрыт под слоем краски, и его предъявление публике стало возможным только благодаря «уникальному открытию», сделанному специалистами академии при реставрации портрета Ильича.

Событие назвали сенсацией и наделили тайными смыслами. Василий Кичеджи усмотрел руку провидения и в том, что полотно попало в академию в год 400-летия возведения Романовых на престол, а завершение работ предвосхитило грядущий юбилей Октябрьской революции. По мнению ректора, «единственная картина в мире, где с обеих сторон находятся два руководителя государства» способна претендовать на роль «символа примирения и согласия, указывающего некий путь в будущее».


В день презентации ректор высказался за то, чтобы картина нашла свое место в Эрмитаже или Русском музее. Спустя несколько дней мечты понеслись вскачь: «Не исключаю, что это может быть Кремль. Или Константиновский дворец… Картина должна находиться на такой площадке, где могут побывать либо много людей, либо мировые лидеры», – рассуждал Василий Николаевич в радиоэфире.


За прошедшие пару недель ректор успел обратиться в правительство Петербурга, Министерства культуры и образования, к вице-премьеру Ольге Голодец, озадачив всех необходимостью подыскать двустороннему портрету подобающее пристанище. СМИ поспешили сообщить о развернувшейся за полотно «битве музеев». «Четыре федеральных музея направили обращения к министру культуры РФ о передаче холста в их коллекцию», – подтвердили «Новой» в PR-службе Академии Штиглица.

Вот только неувязка: «наш бриллиант», как говорит о картине ректор, вовсе не является собственностью академии. И рвение, с которым Кичеджи пытается пристроить картину, вызывает, мягко говоря, недоумение у тех, кто передал ее на время – для реставрации.

«Портрет Николая II, написанный художником И. С. Галкиным в 1896 году, не является неизвестным портретом Николая II, это, как предполагают специалисты, всего лишь копия с картины Э. К. Липгарта, – рассказала «Новой» директор музея 206-й школы, учитель истории Светлана Пасынкова. – Он был заказан администрацией Петровского Императорского училища (так называлось наше учебное заведение) для Актового зала и стал неотъемлемой частью его убранства. Портрет Ленина В. И. на фоне Петропавловской крепости выполнил в 1924 году на оборотной стороне холста художник В. М. Измайлович, преподававший в школе изобразительное искусство. Портрет императора он скрыл под слоем водорастворимой краски – защитив его от возможных «репрессий» и сохранив для будущих поколений».

Василий Кичеджи представляет картину, переданную 206-й школой Академии Штиглица для реставрации

Для 206-й эта картина – часть истории школы, среди выпускников которой много известных имен: Валерий Таиров, Аркадий Райкин, Иван Ефремов, Сергей Довлатов, Евгений Рейн, Михаил Чулаки, Яков Гордин и многие другие. В Актовом зале, перед этим портретом, в 1941-м шло формирование батальонов Ленинградского народного ополчения. Выпускники пяти классов получили удостоверения бойцов и ушли на фронт вместе с директором школы.

В 1970-е кто-то из разбаловавшихся учеников врезался в картину, прорвав полотно возле ленинских ног. На обороте отвалившегося фрагмента тогда впервые и заметили деталь другого проступающего изображения – мужской сапог. Тогда же предположили, что он мог относиться к портрету императора кисти Галкина: на фотоснимках Актового зала 1900 года именно это полотно запечатлено на том же месте и в той же раме, куда потом влез Ленин.

Фрагмент сохранили, но о полноценной реставрации приходилось только мечтать. Дыру прикрыли драпировкой.

В 2007-м картина стала экспонатом школьного музея: в инвентарной карточке она значится под номером 10-В, указан и источник поступления: «Собственность 23-й Трудовой школы» (так именовалась нынешняя 206-я с 1922 по 1939 год).

В 2013 году полотно решили восстановить. В Академии Штиглица согласились провести реставрацию бесплатно – силами студентов под руководством профессора кафедры живописи и реставрации Татьяны Поцелуевой. «Договор на оказание безвозмездных услуг» (копия есть в распоряжении редакции. – Прим. авт.) подписали директор школы Т. А. Бачурина и проректор академии В. М. Мошков. Согласно документу исполнитель получал право использовать «реставрационную документацию для аттестации участвовавших в реставрационных работ», а сам отреставрированный объект – «для участия в выставках в порядке, определенном дополнительным договором». Но дополнительный договор, как утверждает Светлана Пасынкова, заключен не был.


«Когда мы передавали в академию нашу реликвию, никто и предположить не мог, что на фоне двойного портрета появится еще одна «историческая персона» в лице господина Кичеджи, который вздумает распоряжаться достоянием школы по собственному усмотрению!» – говорит Светлана Владимировна.


Писатель Яков Гордин, окончивший эту школу в 1954-м, также считает бесспорным тот факт, что картина всегда принадлежала школе, куда и должна вернуться. Аргументы Василия Кичеджи историк оценивает иронично: «Довольно странно превращать этот объект в символ примирения и согласия. Пусть, что ли, Василий Николаевич вызовет тень Николая II и спросит, хочет ли император примириться с тем, кто убил его и всю его семью. Сомнительны и утверждения об уникальности такого двустороннего портрета – достаточно вспомнить, например, о портрете Емельяна Пугачева, написанном поверх изображения Екатерины II».

Василий Кичеджи тем временем инициирует проведение историко-культурных экспертиз. Одна, как он пояснил «Новой», выполняется силами Академии Штиглица, другая организуется департаментом Минкульта.

Притязания школы на возврат полотна руководитель академии считает необоснованными:

– Это государственная собственность, а на балансе картина нигде не состоит – что подтвердила мне официальным письмом администрация Центрального района.

– Но Вы-то на каком основании пристраиваете картину, предлагая ее разным музеям? Согласно договору полотно получено от школы на время, только для реставрации.

– Я никакого договора не читал и в глаза его не видел. И вы его не видели, а что-то беретесь утверждать.

Услышав в ответ, что копия договора в редакции есть, Василий Николаевич сменил тактику, проявив осведомленность в деталях этого доселе не виденного им документа:

– Там сроки не прописаны. Сказано, что передается академии для реставрации. А она не закончена. И сколько еще будем ее делать, неизвестно. Так что мы в своем праве.

В договоре, подписанном уже не работающей в школе Татьяной Батуриной, действительно не указан срок исполнения. Тогда думалось, все можно строить на доверии, неловко было ставить в жесткие рамки взявшихся безвозмездно помочь.

Актовый зал Петровского училища в 1900 году

Импровизация Василия Николаевича на тему неоконченной реставрации расходится с полученным нами ответом PR-службы академии: «Реставрация двухстороннего полотна завершена. По причине нехватки места в учебных помещениях полотно было перенесено на основную экспозицию Музея прикладного искусства, где оно обеспечено соответствующими условиями хранения и круглосуточной охраной».

Хотя несколько дней назад господин Кичеджи утверждал: «Наш музей художественно-прикладной, у нас нет условий не только по хранению, нет условий – я даже боюсь это вслух говорить – охраны». Произнеся-таки это вслух в прямом эфире.

Вход в музей академии, кстати сказать, платный – 300 рублей. Если, следуя совету Василия Николаевича, школа обратится в суд, можно будет добавить в исковом заявлении пункт о неосновательном обогащении.

«Мы не против предоставлять картину для экспонирования в других музеях, но верим, что справедливость восторжествует и наша реликвия вернется и займет в стенах школы достойное место», – не теряет надежды Светлана Владимировна.

Пока же в школе могут продемонстрировать только пустую золоченую раму, которую отреставрировали без помощи академии, зато с возвратом.

1 комментарий:

Василий Иванович делает пиар с особо гнусным цинизмом, провоцируя музейных работников и общество " мол, никому не нужен НИЧЕЙНЫЙ шедевр? А то мы тут нашли и восстановили..."
Во времена написания портрета на дуэль бы его.
Портрет фактически неотъемлемая часть школьного здания, которое само по себе является музеем.
Говорю как бывший ученик этой школы.

Написать комментарий

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close