Вырубились до элитарности

Вырубились до элитарности

12 января 2017 17:29 / Экология

В небольшом лесном массиве площадью примерно 2,5 кв. км между Выборгским шоссе и поселком Ленинское строится уже четвертая дорога. Дело в том, что каждый из элитных коттеджных поселков, что десятками лепятся вокруг Ленинского, желает иметь собственную закрытую (!) автомагистраль. А Комитет по природным ресурсам их услужливо согласовывает.

Безотказность региональных и местных властей приводит к тому, что «ленинградская Рублевка» (массив Репино – Ленинское) уничтожает сама себя. Обещая своим клиентам элитное уединение в лесу, девелоперы в итоге оставляют их вовсе без леса. В августе 2014 г. мы писали о рубке леса для спецдороги к коттеджному поселку Газпрома. Она была проложена всего в двухстах метрах от старой лесной дороги, и никакой иной цели, кроме как подчеркнуть элитарность покупателей, не имела. Примечательно, что местная власть единодушно ничего о ней не знала.

Оказалось, что это не предел абсурда. Комитет по природным ресурсам (КПР ЛО) и правительство Ленинградской области согласовали строительство еще одной дороги на этом же участке. Застройщик ООО «Гармония» уже вырубил под нее лес. По информации из КПР ЛО, новая дорога прошла все согласования: участок лесного фонда распоряжением правительства ЛО предоставлен в аренду, проект дороги получил положительное заключение экспертизы. Как сообщил представитель «Гармонии» Георгий Егоров, дорога строится к новому коттеджному поселку, расположенному между существующими КП Малое Репино и Золотая Роща. По его словам, он вынужден это делать, так как имеющиеся подъезды к участку «Гармонии» (старая грунтовая дорога через лес, новая газпромовская дорога и дорога через коттеджный поселок Золотая Роща) перекрыты… шлагбаумами.

Сколько дорог на один лес?

Судя по словам Егорова, главной причиной умножения дорог в лесном фонде в районе Ленинского являются странные действия администрации Выборгского района, которая разрешает одним застройщикам перекрывать проезды для других. «Когда район выделял ООО «Гармония» земельный участок под застройку, подъезды к нему существовали и закон не нарушался, – объясняет Георгий Павлович. – Однако потом администрация района по какой-то причине разрешила Золотой Роще (застройщик Группа ЛСР. – Прим. ред.) приватизировать дорогу, проходящую через их территорию. Параллельно коттеджный поселок Газпрома закрыл проезд со всех дорог через свою территорию. Новая дорога Газпрома через лес заканчивается на их КПП – дальше не пропускают, а старая грунтовая дорога тоже упирается в газпромовский поселок. Наш участок оказался полностью отрезанным со всех сторон. Разумеется, если бы подъезды были, мы не стали бы строить свою дорогу. Ведь это дорого. Нас устраивал подъезд через Золотую Рощу, зачем его отобрали, непонятно».

Глава администрации МО «Первомайское сельское поселение» Фанис Марданов от комментариев уклонился, сказав, что уже отвечал по этому поводу не раз, в том числе и прокуратуре. Предложил обратиться в администрацию Выборгского района, так как полномочия (отвечать на вопросы? – Ред.) переданы туда. В свою очередь, в районной администрации нам подтвердили, что дороги Газпрома и ЛСР являются частными, причем «дорога, проходящая через КП Золотая Роща и Малое Репино, расположена на частных земельных участках» (из ответа замглавы администрации Н. В. Столярова).

Потеряли дорогу

Осталось выяснить, насколько законным было превращение этой дороги в «частные земельные участки». Напомним, что ст. 27 ч. 5 Земельного кодекса запрещает приватизацию муниципальных дорог. Как же такое стало возможным? По мнению координатора общественной организации «Новый экологический проект» юриста Анастасии Филипповой, проблема в том, что на сегодняшний день градостроительная документация поселения не утверждена: «По всей видимости, так называемая историческая дорога (через Золотую Рощу. – Ред.) по документам таковой не являлась. То есть фактически дорога была, а в документах градостроительного планирования линейный объект никак отражен не был. Другой вариант – дорогу просто «потеряли», вместе со всеми документами, и приватизировали как обычный участок земель сельхозназначения. К слову, генплан Первомайского поселения не утвержден до сих пор. Какие участки будут переданы под застройку и как будет развиваться дорожная инфраструктура поселения, не знает никто».

Георгий Егоров добавил, что ООО «Гармония» пыталось добиться установления сервитута через дорогу Золотой Рощи, однако отказалось от этого намерения на этапе досудебных консультаций с юристами ЛСР: «Мы поняли, что нам не справиться с юридической поддержкой и административным влиянием ЛСР».


Несложно предположить, что и ООО «Гармония» после завершения строительства перекроет свою дорогу по примеру предшественников. (Егоров на этот вопрос ответить затруднился, сказав, что это будет решать собственник участков.) А значит, следующий застройщик в этом районе вынужден будет снова рубить лес и строить новую дорогу.


В итоге к каждому коттеджному поселку строится своя дорога с КПП и шлагбаумом, а лес превращается в узкие газончики. Стоит ли говорить, что застройщики сами рубят сук, на котором сидят? Желая непременно иметь собственный элитарный подъезд (понятно, что при этом участки лучше продаются), они уничтожают другой, гораздо более важный компонент элитарности – лес вокруг поселков. Когда лесной массив окончательно деградирует (что неминуемо при такой сильной фрагментации), следом упадет и покупательский интерес к «ленинградской рублевке».

Понятно, что бизнес действует в пределах, установленных чиновниками. И даже если застройщики ради выгоды готовы вырубить хоть весь лес, власть должна этому воспрепятствовать. Выборгская администрация «первая начала», позволив приватизировать старую дорогу. Но как оценить действия Комитета по природным ресурсам, который за два года согласовал на небольшом лесном участке строительство уже двух новых частных дорог? На наш взгляд, вместо того, чтобы разрешать снова рубить лес, комитет вполне мог обратиться с докладом о сложившемся правовом тупике к губернатору. У последнего достаточно рычагов воздействия на муниципальную власть – как формальных, так и неформальных. Открыть проезд по старой дороге и сохранить лес было бы вполне реально. Напомним, что лес в этом месте относится к категории защитных. Согласно Лесному кодексу, строительство в них линейных объектов предусмотрено только в тех случаях, если это совместимо с их целевым назначением (сохранения средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций). Совместимо ли целевое назначение защитного леса с устройством множества закрытых подъездов к элитным поселкам? Вряд ли.

Впрочем, в ответ на нашу озабоченность зампредседателя КПР Павел Немчинов лишь рассмеялся и сказал, что, на его взгляд, сохранности леса новые дороги не угрожают.

Врезка

Владимир Путин: «Если мы не будем заботиться о лесах и парковых зонах в населенных пунктах и вокруг крупных городов, у нас скоро вообще ничего не останется, потому что вытаскивать лес из этих мест легче всего, дешевле всего – там дороги, инфраструктура».