Комменты и конверты
В Невском районном суде началось рассмотрение очередного иска к фабрике троллей.
В августе 2016 года бывшая сотрудница ООО «Тека» (оно же ООО «Интернет-исследования») Ольга Мальцева передала «Новой газете» большой объем материалов на тему внутреннего устройства знаменитой лаборатории постов и комментариев. На другую сторону баррикад девушка перешла после того, как обратилась к своему начальству с просьбой выплатить пособие по беременности, после чего ей пришлось буквально спасаться бегством.
Спустя месяц Мальцева подала на своего экс-работодателя в суд. На предварительные слушания 15 декабря представители ответчика не явились. Проигнорировали они и заседание 1 февраля, но судья Юлия Михалина, явно пребывая в хорошем настроении, начала рассматривать дело по существу. В первую очередь ее интересовали доказательства факта работы истца по адресу ул. Савушкина, 55.
Штаб-квартира фабрики троллей // Фото: RFI
Как пояснил суду адвокат из «Команды 29», представляющий интересы Мальцевой, при устройстве на работу девушка принесла в отдел кадров трудовую книжку, но в официальном оформлении ей отказали. Зарплату Мальцева получала в конверте.
«Зачем же она оставалась там целых два года?» – переспросила судья.
«Продолжала работать с надеждой...» – ответил защитник, напомнив, что трудовые отношения по закону возникают с момента допуска сотрудника к исполнению обязанностей и договор подписывать не обязательно.
На вопрос судьи, в чем состояли обязанности Мальцевой и где с ними можно ознакомиться, защита смогла предоставить только выписку с сайта HeadHunter с вакансией на должность копирайтера в ООО «Тека».
В курилке
Разобравшись с вводными, суд перешел к допросу свидетелей. Со стороны защиты выступили также бывшие тролли Анастасия Д. и Людмила Савчук (журналистка, одной из первых рассказавшая о существовании фабрики).
По словам Анастасии, с Ольгой Мальцевой они познакомились в курилке, где будущая истица часто жаловалась на условия труда.
«Я видела ее рабочее место, компьютер и техзадание – писать посты и комментарии в «Живом журнале».
«А мы с вами уже виделись...» – поприветствовала судью второй свидетель Людмила Савчук.
«Не "виделись", а были участниками другого процесса, – поправила Михалина, обводя глазами присутствующих в зале журналистов.
Полтора года назад Юлия Михалина вела первое резонансное дело против фабрики троллей. При этом в ходе текущего заседания судья всячески давала понять, что незнакома с особенностями работы организации и вообще слышит о ней впервые.
Как следует из показаний Савчук, единственным документом, в котором ей предложили расписаться при трудоустройстве, было согласие о неразглашении. При этом свидетель подтвердила: посторонний человек или сотрудник какой-то другой организации находиться в здании на Савушкина, 55, не мог.
На этом защита закончила предоставлять доказательства.
«Мы исходим из того, что ответчик должен защищать свою позицию», – заявил адвокат.
«Но вот он как-то не защищает...» – пожала плечами судья.
Следующее заседание по административному делу назначили на 22 февраля. В этот же день Юлия Михалина пообещала по возможности вынести решение.