Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Постояли под ковшом

6 февраля 2017 09:10 / Общество

Государство наказало защитников государственного имущества

У защитника Сиверского леса судебные приставы арестовали всю январскую пенсию на банковской карточке. Следом арестуют и февральскую. Так взыскивается «моральный ущерб», который активист нанес застройщику, пытаясь помешать незаконным работам.

Летом 2013 года активисты пытались остановить строительство коттеджного поселка в Кезевском лесопарке поселка Сиверский. Акция переросла в драку с застройщиками. Впоследствии правота активистов была доказана: Арбитражный суд СПб и ЛО и Гатчинский городской суд подтвердили незаконность продажи лесопарка. 10 лесных участков уже возвращены государству, на 67 наложен арест. Однако уголовный и гражданский процессы – это параллельные прямые, которые не пересекаются. В уголовном деле Остроухов и Пинигин признаны виновными и должны выплатить ущерб, хотя в тогдашней драке сильнее всех пострадали не представители застройщика, а две местные жительницы.

К лету 2013-го борьба за Сиверский лес велась несколько лет. Уже были митинги и пикеты, областная прокуратура официально признала незаконность продажи леса, а Управление Росимущества оспаривало сделку в суде. Тогда «покупатель леса» – владелец компании-застройщика ООО «Лесное-2» Левон Григорян решил просто начать стройку. В Сиверский лес привезли экскаватор, рабочих и группу крепких мужчин, которые называли себя владельцами участков. Активисты Надежда Густякова, Алексей и Ольга Отсроуховы, которые жили неподалеку, поспешили в лес. Вызвали по телефону односельчан и полицию.


«Я встала на кучу земли под ковшом, чтобы не дать экскаваторщику работать, – вспоминает Ольга. – Вскоре ко мне присоединились еще две пенсионерки. Тогда один из «братков» пришел с двумя банками зеленой краски. Этой краской нас облили. Но мы все равно не уходили».


Полиция безуспешно уговаривала (!) Григоряна прекратить работы, хотя разрешения на строительство у него не было. В итоге полицейские зафиксировали, что людей облили краской и уехали, предоставив сторонам конфликта разбираться самостоятельно. Съемочную группу НТВ даже не пропустили в лес, который уже был обнесен забором. Из интернета о происходящем узнал активист движения «Открытый берег» Илья Пинигин и вместе с женой поехал на подмогу сиверцам. «Когда мы подъехали, Ольга Остроухова по телефону звала на помощь: сказала, что их бьют», – говорит Илья. Он прибежал вовремя, когда, схватив женщин за руки и за ноги, крепкие мужчины бросали их спинами на землю, что закончилось для Ольги Остроуховой переломом копчика, а для Надежды Васильевны – сотрясением мозга.

«Я увидел, как Ольге двое здоровенных мужиков выкручивают руки. Я попытался с ними заговорить, на что мне было велено покинуть территорию. Двое амбалов, отпустив Ольгу, двинулись в мою сторону. Признаться, я сам сильно нервничал, потому что на стороне застройщика было не менее девяти человек. Ко мне подбежал еще какой-то субъект лет 60, заявил, что это «его участок», и предложил сразиться на кулаках, без палки. Потом оказалось, что это отсидевший уголовник, который перед этим облил женщин краской».

Избиение мирных застройщиков

Когда нападавшие удалились вглубь лесопарка, на поляне остались Григорян, водитель экскаватора, еще какой-то рабочий и защитники леса – Илья, Алексей, их жены и Надежда Густякова. Экскаватор снова попытался начать работу, люди вновь встали под ковш.

Потасовка между застройщиками – восемью здоровыми мужиками и пенсионерами-активистамии – продолжалась достаточно долго. По словам Ольги, им пришлось лечиться от полученных травм. Они написали заявление в полицию, где возбудили уголовное дело. Но потом, рассказывает активистка, все документы потеряли и дело закрыли.

Илья не стал обращаться в полицию: он не знал, что в судебной практике кто получил больше травм и зафиксировал их – тот и прав. «Впрочем, у меня и не было особых повреждений, – признается он. – Тогда, в лесу, я понимал, что не имею права на колебания, и действовал жестко и наверняка».


«Если избили пожилых женщин-пенсионерок, которые никого пальцем не тронули, то и мне не дали бы шансов».


Зато заявление в полицию директора «Лесное-2» следственные органы не потеряли. Первоначально дело было возбуждено по статье 213 («хулиганство, совершенное группой лиц с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия»). Причем, по версии следствия, защитники леса наняли бандитов (Пинигина и его жену Галину), которые явились в лес и избили застройщиков. К счастью, это дело быстро развалилось. Подозреваемые были амнистированы на стадии следствия – по случаю 20-летия Российской Конституции.

Надежды и разочарования

Одновременно в судьбе самого Сиверского леса наметился поворот к лучшему. История с избиением дошла до председателя СК РФ Александра Бастрыкина, и он в августе 2013 г. лично прибыл в Гатчину и встретился с активистами. После этого было возбуждено дело уже по факту неправомерной продажи леса в 2005 году – ст. 159 ч. 4 (мошенничество в особо крупном размере). В рамках этого дела следствие допрашивало даже главу Республики Карелия Александра Худилайнена. Именно он, возглавляя в 2000-х гг. Гатчинский район Ленобласти, согласовал приватизацию участка лесного фонда. Группа Григоряна в лесу больше не появлялась. Жители Сиверской победоносно разбирали забор вокруг лесопарка.

Лживый информационный щит на заборе

Однако потом успехи пошли на спад. Худилайнена привлечь так и не удалось.


Вся вина за случившееся легла на лесничего, который в начале 90-х якобы перепутал лесные планшеты.


Григорян, почувствовав спад интереса к теме, сумел каким-то загадочным образом добиться отмены амнистии «сиверских бандитов» Пинигина и Остроухова. В конце мая 2014 г. дело реанимировали уже по другим статьям – «Умышленное причинение вреда здоровью» и «Побои» (ст. 115 и 116 УК).

«Судья заявила, что описанные мною действия – это не самозащита, а состав преступления. А адвокат сказал, что если я сейчас не признаю вину, то выйду из зала суда уже только в наручниках. И я согласился», – говорит Илья.

Остроухов тоже был порядком измучен судами, которые шли к тому времени уже два года. К счастью, расчет адвоката оправдался: подоспела новая амнистия, теперь уже по случаю 70-летия Победы. Пинигин и Остроухов признали себя виновными и тут же были амнистированы. Но, как выяснилось, это был еще не конец. По факту признания вины Григорян и Назаров предъявили активистам гражданские иски – о возмещении морального вреда и судебных издержек. В ноябре прошлого года суд решил взыскать более 30 тысяч суммарно с каждого ответчика. Пинигин свой долг «пострадавшим» уже частично выплатил. А с Остроуховым судебные приставы поступили проще. На днях он пошел получать свою пенсию за январь. Оказалось – на карточку наложен арест.

План коттеджного поселка

Несмотря на то что государству возвращены пока только десять участков, история Сиверского леса остается самой убедительной победой экозащитников в Ленинградской области. Ее любят упоминать в качестве хорошей отчетности чиновники. Ею гордится Территориальное управление Росимущества, которое в одном из недавних писем назвало его «положительным примером судебного решения по истребованию лесного участка из незаконного чужого владения». Сейчас на очереди решение еще по 67 участкам – по ним ведется экспертиза, суд рассмотрит ее, вероятнее всего, весной. Но даже этот успех стал возможен лишь благодаря тому, что в самый острый момент несколько человек не испугались защитить лес своими телами. Если бы они тогда не приняли бой, то победа Росимущества не имела бы смысла. Повторяем, в Ленинградской области никогда еще не сносили незаконных домов, даже по решению суда. Активисты защитили государственное имущество, а вот государство почему-то не поспешило защитить их самих.