Марш – в отставку, губернатор вернулся
Георгий Полтавченко снова показал чудеса выживаемости. В начале недели он вышел из отпуска вопреки убедительным инсайдам о смене градоначальника. Возвращение губернатора сопроводила новость из Смольного: провести Марш в защиту Петербурга на Марсовом поле 19 марта не получится – площадку в этот день занял подростковый клуб Центрального района. Правда, без звонка корреспондента «Новой» участники клуба, пожалуй, и не узнали бы о своих планах на 19 марта.
В 8:30 утра понедельника, 6 марта, за две недели до запланированного митинга, организаторы пришли к приемной правительства города. Так, чтобы уж точно первыми подать заявку на митинг и чтобы власти потом не сообщили, что «Национально-освободительное движение» было первым (подавать заявки на митинг можно не ранее чем за 15 дней и не позднее чем за 10). Комитет по законности и правопорядку откликнулся тем же вечером. По телефону заявителям сообщили, что Марсово поле 19 марта занято «культурно-массовым мероприятием», которое проведет администрация Центрального района.
В комитете «Новой» пояснили, что, получив заявку на проведение Марша в защиту Петербурга, направили запрос в Центральный район. Оттуда ответили, что на 19 марта в их годовом плане записано событие на Марсовом поле. «Новой» рассказали в комитете, что организатором события выступил подростковый клуб «Перспектива», подведомственный отделу по молодежной политике и спорту администрации Центрального района. На основании такого ответа чиновники и запретили митинговать «в защиту Петербурга» в центре города, а предложили перенести мероприятие в Удельный парк. Организаторам идея отстаивать Исаакиевский собор в Удельном парке, естественно, не понравилась. Руководители трех парламентских фракций («Яблока», «Справедливой России» и «Партии роста») вместе с однопартийцами отправили письмо губернатору Полтавченко, в котором назвали это издевательством и попросили градоначальника экстренно с ними встретиться, чтобы обсудить ситуацию. «В случае отказа найти согласованное решение всю ответственность за разрастание политического противостояния возлагаем на Правительство Санкт-Петербурга и губернатора», – написала глава «Партии роста» Оксана Дмитриева в фейсбуке. В администрации губернатора не смогли оперативно прокомментировать желание оппозиции пообщаться с градоначальником.
«Новая» позвонила двум сотрудникам ГБУ «Объединение подростковых молодежных клубов "Перспектива"», но ни Егор Кетенчиев, ни Елена Попова не смогли ответить, чем они будут целый день заниматься на Марсовом поле 19 марта.
Позднее за них оправдывалась пресс-служба Центрального района: мол, коллеги просто растерялись. «19 марта с 11:00 до 18:00 мы проводим мероприятие «Море волнуется» развлекательной и спортивной направленности по случаю Дня Балтийского моря. Мы запланировали его в рамках Года экологии еще в декабре», – отрапортовали в Центральном районе. Максимальное число участников – 500 человек. При этом на сайтах района и подросткового клуба по состоянию на 08:00 среды анонсы события так и не появились. К слову, в Едином государственном реестре юридических лиц основным направлением работы «Перспективы» указана «деятельность библиотек и архивов». Как это связано с волнующимся морем, непонятно.
«Новая» обратилась к деятелям культуры, которые просили губернатора согласовать марш, но пока их авторитет на Смольный не подействовал.
Яков Гордин, историк, публицист:
«Совершенно напрасно они это сделали. Можно и в Удельном парке провести митинг, но символическое значение уже не то. Одно дело, когда защищают целостность городского пространства и городской культуры в центре города, и другое – когда едва ли не за городом. Это психологически немножко иное. Но все равно имеет смысл собраться где бы то ни было.
В очередной раз активную часть петербуржцев оскорбили. А людей нельзя обижать. В нашей – особенно в нашей – истории чувство обиды играло довольно существенную роль. Я не склонен сопоставлять нынешнюю ситуацию с 17-м годом, но в 1905-м, в 1917-м, во времена пугачевского мятежа – именно обида тогда выливалась».
Иван Краско, актер театра и кино, народный артист России:
«Разрешили в Удельном парке – так соберемся и там. Главное, чтобы они прислушались. Мы же это делаем не для того, чтобы пофрондировать. Пусть выслушают наше мнение».
Юрий Мамин, режиссер, заслуженный деятель искусств России:
«Я возмущен, но это можно было предвидеть. Только я никак не могу понять, почему православная церковь заняла такое важное место в политике Путина. Он что, рассчитывает, что она поможет ему справиться со всеми проблемами – и поэтому он ей все отдает? Ведь параллельно выходит разоблачение Навального. Параллельно замироточил памятник Николаю Второму… Это же сумасшедший дом! Я видел личико нашей прокурорши, которая теперь в Госдуме, – она ж сама плакала и говорила о том, как это прекрасно! Когда все это видишь, то понимаешь, что Салтыков-Щедрин – писатель-реалист, а не саркастический преувеличитель. Сегодняшние события это доказывают».
Лев Лурье, историк, публицист, писатель:
«Власти рассчитывают, что в Удельном парке акция будет малочисленней. Понятно, что боятся они не столько населения, сколько реакции Москвы. Надеюсь, что компромисс возможен. Я с огромным уважением отношусь к организаторам митинга, но, по-моему, надо избавиться от слова «митинг». Я вообще противник митингов и считаю, что у нас никто не умеет говорить речей. Я бы на месте организаторов устроил шествие или встречу с депутатами. В шествии или стоянии с лозунгами есть что-то карнавальное, симпатичное и духоподъемное. В этом есть что-то живое».