«Власти боятся нас, как ИГИЛа»*
Полиция не дала проехать даже километра петербургским дальнобойщикам, участвовавшим в автопробеге в поддержку всероссийской забастовки против системы взимания платы «Платон» и обвинила их в «проведении несанкционированной акции». 7 человек, задержанных ОМОНом, на днях предстанут перед судом.
«Платон» с 15 апреля начал действовать по повышенному тарифу. Поэтому именно в этот день дальнобойщики решили провести в Петербурге автопробег легковых автомобилей в поддержку бессрочной всероссийской стачки против «Платона».
Около 80 машин в 11 часов в субботу съехались к лагерю дальнобойщиков на Московском шоссе. Оттуда они планировали организованной колонной двинуться к центру города, доехать до площади Восстания и вернуться обратно к месту стоянки забастовщиков.
«Но едва мы стартовали, нам сразу стали препятствовать. Мы не проехали даже километра, как полицейские автомобили начали блокировать движение колонны, – говорит председатель Объединения перевозчиков России (ОПР) Андрей Бажутин. – Тогда я вышел из салона, подошел к полковнику, который координировал действия ОМОНа, и спросил: почему мы не можем продолжать движение? Он ответил: в отделе вам объяснят, сейчас мы вас задержим».
Несколько дальнобойщиков окружили полковника и возмутились: за что? Ответа не последовало.
«Это была чистая провокация со стороны правоохранительных органов, – рассказал «Новой» координатор петербургского отделения ОПР Сергей Владимиров. – Когда участники автопробега подошли к полковнику, тот заорал, что его избивают, после чего моментально налетели сотрудники ОМОН и без объяснения причин стали хватать водителей».
Под крики «позор!», «произвол!» и «беспредел!» омоновцы усадили в машины семь человек (в том числе Андрея Бажутина) и доставили их в ОМВД Пушкинского района. По рассказам дальнобойщиков, там долго не могли придумать статью для задержанных.
«Правоохранительные органы просто не знали, что нам вменить, – считает Андрей Бажутин. – Сначала хотели «сопротивление сотрудникам полиции», но это не зафиксировано на видео, а мы постоянно вели видеозапись. Потом хотели обвинить в нарушении 54-го федерального закона (о применении контрольно-кассовой техники. – Ред.), что тоже не удалось. В итоге остановились на статье 20.02 КоАП – «несанкционированный автопробег». Но это тоже спорно. Непонятно, как полиция намерена доказывать, что это акция. Мы не выкрикивали лозунги. У нас не было ни плакатов, ни запрещенных флагов, помимо двух наших – ОПР, но они разрешены Минюстом. А согласование с властями просто проезда по трассе автоколонны никаким законом не предусмотрено, – утверждает лидер Объединения перевозчиков России. – Но мы и не проехали даже километра. Доказательство как раз есть на видео».
Все доказательства задержанные представят в суде на этой неделе. Тех, кого стражи порядка посчитали нарушителями, 15 апреля, ближе к ночи, отпустили из полиции под обязательство явиться в суд по первому требованию. Дальнобойщики ответили, что явятся непременно, но попросили уведомить их должным образом, а не как обычно – «повестка не дошла до адресата».
Как заверили «Новую» руководители ОПР, протестные действия водителей, несогласных с «Платоном», на этом не прекратятся.
«Мы всё еще ждем диалога с властью, – отмечает Бажутин. – Главное, что мы поняли во время задержаний 15 апреля: силовики действовали не по своей инициативе, а по указке, по звонкам, и скорее всего это были звонки из Москвы. Вообще у нас сложилось впечатление, что Минтранс и российское правительство относятся к нам, как к ИГИЛу. Знают о нас, нервно реагируют, однако не вступают в переговоры, никуда не зовут, не ищут решений, делают вид, что нас нет. Но мы не ИГИЛ, мы – часть народа нашей страны, и за нами – тоже народ».
Справка «Новой»
27 марта общественные и профессиональные объединения объявили о второй волне протестов против введения системы «Платон» – о начале всероссийской стачки. Самые крупные акции протеста проходят в Дагестане, Забайкалье, Ростовской области и Ставрополье.
*ИГИЛ – запрещенная в РФ террористическая организация.