Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Реабилитация по-чекистски

17 мая 2017 10:06 / Общество

ФСБ пыталась взыскать с пенсионера, который хотел узнать о судьбе репрессированного деда, расходы на командировочные и отель.

Выборгский райсуд 16 мая отказал Белгородскому УФСБ возместить расходы на поездку их сотрудницы Марине Трефильевой в Петербург. Компенсацию чекисты потребовали от петербуржца Валерия Острякова. Его семья хотела получить доступ к делу репрессированного и оставленного без реабилитации родственника, о судьбе которого они почти ничего не знают. Добиться этого судебным порядком Острякову не удалось. Вишенкой на торте стало требование оплатить издержки.

Как следует из документов, Марина Трефильева поиздержалась на сумму 26 430 рублей 20 копеек. Она дважды приезжала из Белгорода в Петербург. Один раз остановилась в гостинице «АвентИнн» на Невском проспекте и заплатила 4850 рублей. Билеты на поезд туда-обратно стоили 9820 руб. 20 коп. и 9960 руб. Ну и суточные по 900 рублей за сутки. По масштабам Белгорода это примерно официальная среднемесячная зарплата. Тамошнее ФСБ решило не разбрасываться деньгами и взыскать их с петербургского пенсионера.

Выборгский районный суд // Фото: ros-spravka.ru

Сын Валерия Острякова Дмитрий, активист и правозащитник, не согласился с такой постановкой вопроса. По его мнению не было никакой необходимости в самом путешествии госпожи Трефильевой. Управление ФСБ есть и в Петербурге, отстаивать интересы Конторы мог и местный сотрудник, которому не нужны были бы гостиница на Невском и купейные билеты.

Кроме того, в бюджетах государственных учреждений для того и заложены расходы на штат юристов и их работу, чтобы обеспечивать судебную защиту этих структур. Если белгородцы сочли возможным послать в командировку своего специалиста, это их право. Полюбоваться петербургскими достопримечательностями в свободное от судебных заседаний время – дело полезное для расширения кругозора. Белгородское УФСБ еще проявило аскетизм. (На памяти у автора есть случаи, когда серьезные чекисты из Заполярья судились с журналистами, много месяцев оплачивая гостиницы и суточные своим юристам.)

Однако покрывать издержки из своих скромных доходов Остряковы не захотели. Тем более что они продолжают настаивать на праве ознакомиться с материалами дела. Дед Валерия Василий Остряков жил в селе Готовье Воронежской области (теперь это Белгородчина). В армию призван он не был, а когда пришли оккупанты (венгерские войска), захватчики провели собрание жителей, которые выбрали его управляющим колхоза.

История обычная для оккупированных территорий. Как бы там ни было, в захваченных селах людям нужно было жить, и очень часто уговаривали «своего» человека пойти на службу к новым властям – чтобы и вступился в случае чего, и не лютовал. Много таких сельских старост, управляющих, начальников полиции и т. д. после освобождения были расстреляны или пошли по этапу. Были среди них и причастные к зверствам оккупантов, но были и те, кто был репрессирован просто по факту «сотрудничества с фашистами».

Василий Остряков был приговорен к семи годам лишения свободы и умер в Среднебельском ИТЛ Дальлага НКВД. Про его участие в зверствах неизвестно, но есть свидетельства, что ему поставлена в вину сдача скота и хлеба на нужды вражеской армии, а также пьянки с мадьярскими офицерами. Дела нереабилитированных остаются засекреченными даже от родственников, поэтому, когда Остряковы обратились в областное УФСБ за сведениями о деде, им отказали. Они не успокоились и подали в суд, но суд счел отказ вполне законным.

А вот что касается оплаты командировки – тут суд не занял сторону ФСБ. Защита обратила внимание на недостаточно соблюденный порядок оформления подтверждающих расходы документов. Кроме того, сказал адвокат Максим Оленичев, для участия в заседаниях продолжительностью в полтора часа нет необходимости так тратиться:


«Мы полагаем, что в условиях кризиса и всевозможной экономии государственных расходов недопустимо для должностного лица использовать бюджетные средства для комфортного путешествия по России. Мы полагаем, что представитель ответчика была обязана ехать в плацкартном вагоне».


Судья вняла доводам защиты.

Иван Павлов, глава «Команды 29», видит в деле принципиальный момент: «Подобные иски – пример того, как государство может пытаться сводить на нет право граждан защищать свои интересы в судах – тогда как оно должно охранять это право. Далеко не всегда должна применяться практика взыскания расходов с проигравшей стороны, если гражданин судится с государством. Ведь гражданин часто проигрывает не потому что он неправ, а потому что так, увы, устроена система. (…) В данном случае судья приняла смелое решение, отказав всемогущей ФСБ».

Судьей, кстати, была та же Алена Колесник, которая отказала Валерию Острякову в иске против ФСБ. Представителя от белгородских чекистов на сей раз в суде не было – то есть еще одну командировку с оплатой купе и суточных по какой-то причине тамошнее УФСБ выписывать не стало.