«дело марковой»: кто кого высек?
После прошедших в Петербурге 5 октября прошлого года губернаторских выборов бывший вице-губернатор Анна Маркова в дополнительных представлениях не нуждается. Именно ее соперничество с Валентиной Матвиенко сопровождалось громкими скандалами. Весь город, затаив дыхание, следил за тем, как Маркова делает сенсационные заявления о беспрецедентном давлении и угрозах в ее адрес, как до последнего дня ее пытаются через суд снять с выборов, как арестовывают тиражи ее агитационных материалов, пытаются привлечь к суду ее помощницу и даже нападают на ее предвыборный штаб. Апогеем скандального противостояния стали теледебаты двух дам, вышедших во второй тур выборов. Там Маркова во всеуслышание обвинила Матвиенко в «грязной игре»... Прошли выборы, Валентина Матвиенко стала губернатором. Потом - другие выборы, думские. Казалось, былое кануло в Лету. Ан нет. В то время, когда умами россиян уже владели предпраздничные хлопоты по подготовке к Новому году и Рождеству, петербуржцы узнали о том, что Валентина Матвиенко не простила обид сопернице и подала на нее в суд, обвинив в оскорблении и клевете.
Если точнее, то заявление Валентина Ивановна написала еще в ноябре. И не абы кому, а сразу прокурору Петербурга Николаю Винниченко, своему бывшему сослуживцу (в бытность Матвиенко полпредом президента по Северо-Западу Винниченко работал под ее руководством в полпредстве). 18 ноября прокурор Петербурга возбудил по заявлению губернатора Петербурга уголовное дело в отношении ее бывшей соперницы по выборам сразу по двум статьям: 129 и 130 УК РФ (соответственно - клевета и оскорбление). Однако сама Маркова узнала об этом лишь двадцать дней спустя (хотя по закону это должно было случиться немедленно). Как предполагает Анна Маркова, сделано это было намеренно - чтобы переждать, пока пройдут думские выборы, чтобы не смущать электорат в столь ответственный момент, не мешать проголосовать как надо. А вот после думских выборов, по мнению все той же Анны Марковой, момент настал как раз подходящий - для того, чтобы устроить показательную порку в назидание непримиримой оппозиции: мол, смотрите, так будет с каждым, кто не с нами, а против нас.
Впрочем, Анна Маркова тоже не лыком шита - все же юрист, полковник милиции. Узнав о том, что она ходит «под статьей», она тут же обжаловала действия Николая Винниченко, выразив ему недоверие на том основании, что прокурор Петербурга - бывший подчиненный Валентины Матвиенко. Генпрокуратура ходатайство отклонила. Как и другое ходатайство - о передаче дела в другой субъект федерации (например, в Ленинградскую область - на том основании, что в Петербурге, по мнению Марковой, дело против нее будет рассматриваться пристрастно). Тогда Анна Маркова подала иск в суд - о признании незаконными действий прокурора Петербурга, поскольку по закону дело об оскорблении должно возбуждаться вообще не прокурором, а после подачи заявления потерпевшего в мировой суд. Прокурор же может вмешаться лишь в том случае, если «потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы». Однако Валентина Матвиенко на тот момент в беспомощном состоянии вроде бы не была, вовсю заседала в штабе революции в Смольном, руководила городом.
Первое судебное заседание состоялось перед самым Новым годом - 29 декабря. А итог был подведен уже в году наступившем - 14 января. Октябрьский федеральный суд действительно признал действия Николая Винниченко незаконными. Впрочем, видимо предвидя такой исход дела, за неделю до этого, 6 января, Винниченко сам уличил себя в нарушении, собственноручно отменив собственное постановление о возбуждении уголовного дела. (Уточним: речь идет пока лишь об одном эпизоде - деле об оскорблении, к делу о клевете это не относится.)
Итак, что в сухом остатке? Прокурор Санкт-Петербурга сам расписался в нарушении закона, что и подтвердил суд. (Или прокурор не знает закон, что странно и даже опасно для города, или же налицо заказное политическое дело, все тот же административный ресурс, пресловутое «позвоночное» право, что, согласитесь, не лучше.) Валентине Матвиенко светит перспектива нести заявление в мировой суд и там выяснять отношения с обидчицей. Анне Марковой светит отбиваться от обвинений в клевете. Впрочем, сейчас это, по иронии судьбы, может быть ей как раз на руку. Анна Маркова начинает новую кампанию - повторных выборов в Госдуму по 207-му округу Петербурга (где на прошедших в декабре выборах победил кандидат «Против всех»). И ореол мученицы может прийтись ей как нельзя кстати. При определенных условиях Анна Маркова может стать лидером в этой предвыборной гонке. Хотя, надо полагать, Валентина Ивановна вряд ли рада перспективе увидеть Анну Борисовну в кресле депутата. Не исключено, что она постарается приложить руку, чтобы исправить ситуацию. Что, в свою очередь, подольет масла в огонь и подсыплет перчику в предвыборную кампанию Марковой.
Николай ДОНСКОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС