Рикошетом от смольного
В четверг вечером в Петербурге был застрелен депутат 80-го муниципального образования, бывший ректор печально известного Смольного университета профессор Игорь Скопылатов.
Тело депутата обнаружили в пятницу в три часа ночи в подъезде дома 7 по улице Бадаева. Судя по всему, убийца, вооруженный пистолетом ТТ, поджидал свою мишень на лестничной площадке на выходе из лифта. Сделав два выстрела, он незамеченным ушел. Деньги, ценные вещи, документы, сотовый телефон - ничего из того, что было в тот момент при Скопылатове, исполнителя не заинтересовало. Несмотря на тщательную работу на месте преступления, оперативникам не удалось обнаружить даже пистолета. А пущенная по следу собака довела кинолога лишь до того места, где убийца предположительно сел в машину.
Отметим, что начиная с 1997 года это первый случай насильственной смерти муниципального избранника на берегах Невы: в отличие от депутатов Госдумы и ЗакСа муниципалам у нас как-то везло... В качестве депутата МО Скопылатову приходилось в основном решать экономические вопросы, связанные с финансированием бюджетных проектов. Несмотря на то, что такой пост в муниципальной структуре считается по сути ключевым (и, видимо, потенциально опасным), коллеги по округу не склонны связывать гибель Игоря Анатольевича с его депутатской миссией. Типичный комментарий: «За что? У нас все тихо-спокойно!..» Председатель муниципального образования № 80 Грант Аракелов отзывается об убитом как о человеке неконфликтном и хорошем профессионале.
Между тем в профессионализме Скопылатова и могут крыться, по одной из версий, мотивы его трагической кончины. Впрочем, речь идет о додепутатской деятельности жертвы. В течение последних нескольких лет Игорь Анатольевич, успешный управленец, возглавлял два крупных питерских негосударственных вуза - в том числе скандально известный Смольный университет. На место руководителя Смольного вуза Игорь Скопылатов пришел из такого же кресла в питерском филиале Московского института международных экономических отношений. Правда, спустя два года ректорства он спешно оставил Смольный и перебазировался в Петербургский институт управления и права, возглавив факультет информационных технологий. Но и оттуда вскоре ушел. На момент гибели экс-ректор и экс-декан занимал должность завкафедрой в Университете противопожарной службы, где трудился... на четверть ставки.
Эволюция весьма примечательная, отметим при этом, что ни одно из четырех перечисленных учебных заведений не имеет явного «криминального хвоста». Даже громкий скандал в Смольном университете, как ни странно, в уголовное дело так и не вылился.
История с этим вузом, напомним, вкратце такова: он создавался на средства московских финансовых структур и позиционировал себя как «университет нового поколения», где всего за 200 - 300 долларов в семестр студентов обещали с помощью современных технологий обучить самым престижным специальностям. Своего помещения у вуза не было: он арендовал кабинеты и залы - кстати, очень неплохие - в одном из зданий на площади Пролетарской диктатуры (название обязывало). Поначалу деньги за обучение зачислялись на университетский счет в Сбербанке, затем руководство вуза стало понемногу внедрять практику черного нала. В 2001 году во время аудиторской проверки выяснилось, что истинное количество людей, оплативших и посещающих занятия, на порядок превышает число «смолян», заявленное в отчетных документах. Помимо явных попыток уклонения от налогов, это означало и то, что далеко не всем закончившим университет удастся получить подлинные дипломы государственного образца (хотя бы потому, что фирменные корочки заказываются на Гознаке строго в соответствии с официальными данными о выпуске). Так впоследствии и вышло.
Выявившая серьезные нарушения и злоупотребления проверка спровоцировала массовый невыход на работу большей части сотрудников Смольного. Во главе с начальником, Игорем Скопылатовым. Одни преподаватели срочно оформляли больничные листы, другие, в том числе и ректор, написали заявления об увольнении.
Между тем дела в Смольном университете шли все хуже. После массового исхода профессоров и доцентов в 2001 году преподавательский состав был обновлен процентов на восемьдесят - и, похоже, не в лучшую сторону. Студентов уговаривали доучиться, обещая позитивные перемены, а сессии тем временем срывались, лекции становились все более невнятными... Наконец в минувшем году у вуза отозвали лицензию - в северной столице это был первый такого рода прецедент, поэтому шумиха поднялась нешуточная. Излишне говорить, что студенты, которые в 2003-м заканчивали пятый курс, так и не получили сертификатов о высшем образовании. Судя по репликам, оставленным на гостевой странице университетского сайта, вину за развал вуза студенты и преподаватели возлагают непосредственно на Скопылатова. Которому вроде бы удалось вовремя унести ноги...
Сейчас делом Игоря Скопылатова занимается Городская прокуратура. И милиционеры, и прокуроры не отрицают, что имело место классическое заказное убийство. А вот какая версия - «муниципальная» или «педагогическая» - является основной, пока неясно.
Мария ЮРЧЕНКО