Что с дорогами? Они провалились
Фото: Елена Лукьянова

Что с дорогами? Они провалились

6 июля 2017 16:34 / Экономика / Теги: дороги, стихия, хищения

Еще в 2015 году транспортные компании отказывались пускать рейсы по дорогам Любытинского, Окуловского, Крестецкого районов Новгородской области – автобусы ломались в пути.

Местные администрации не главные виновники коллапса, который случился в области после разгула стихии. Они отвечают только за дороги внутри населенных пунктов, и с этой задачей кое-как справляются. Дороги между деревнями, которые не прошли проверку стихией, находятся в оперативном управлении ГОКУ «Новгородавтодор». На их сайте последние жалобы появились как раз накануне бедствия. «Вы сами хоть раз прокатитесь по этой "дороге" от Чудово до Оскуя», – пишет эмоционально высоким регистром некая Татьяна Александровна 28 июня.

Разбитые дороги в районе Любытина. Фото Елены Лукьяновой

По иронии судьбы, 1 июля должен был начаться ремонт тех дорог, которых сегодня и след простыл: они провалились. В начале июня Новгородавтодор заключил контракт с ООО «Новгородский Доркомсервис» на 108 млн рублей. Для 28 дорог, перечисленных в контракте, это немного, но и бóльшая сумма вряд ли спасла бы ситуацию. Как не предотвратил проблему этого года и ремонт, произведенный фирмой «Доркомсервис» (ниже мы расскажем о связях компаний с похожими названиями) в 2016-м за 56 млн рублей. Все дело в характере заказанных Новгородавтодором работ.

В прошлогоднем контракте сказано: «Засыпка грунтом промоин и ям на откосах и бермах с трамбованием вручную», «ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий укатываемой асфальтобетонной смесью без разломки старого покрытия». Никакого капитального ремонта – дорожники из года в год закапывали ямки, и в стрессовой ситуации мозаика развалилась.

Фото Елены Лукьяновой

Последствия «дорожного дела»

Впрочем, глядя на многолетние жалобы водителей и пассажиров, можно усомниться в том, что на разрушенных дорогах производился хотя бы ямочный ремонт. Это подтверждает и решение Новгородского районного суда. Весной 2017-го он приговорил к восьми годам колонии строгого поселения Николая Закалдаева – начальника Новгородавтодора (руководил ведомством в 2011–2013 гг.). Его признали виновным в том, что он придумал план по расхищению бюджетных денег, «выделенных на содержание автомобильных дорог на территории большинства районов области».

Николай Закалдаев в суде. Фото "Вновгороде.ру"

Закалдаев действовал не один, по данным следствия, ему покровительствовал первый вице-губернатор Новгородской области Арнольд Шалмуев. О «дорожном деле» тогда заговорили с федеральных каналов. В 2012 году компания бизнесмена Валерия Тяна выиграла тендер на содержание дорог в области на 355,5 млн руб. Такой исход не входил в планы Шалмуева, Закалдаева и местного бизнесмена Андрея Новожилова. На Тяна надавили, и он отказался от контракта. Еще через три года – в 2015-м – Валерия Тяна, проходившего на тот момент потерпевшим в «дорожном деле», убили.

Исполнителем контракта стало ГОУП «Вече». Директором госпредприятия был Олег Орлов, 100%-ная доля в уставном капитале принадлежала Новгородской дорожной компании Андрея Новожилова. «Нужно было перечислять деньги на фирму Новожилова, можно было халтурить, работы недовыполнять. Он (Андрей Новожилов) говорил, что встречался с Шалмуевым, тот пообещал дать зеленый свет за крупную сумму денег», – передавали СМИ показания Орлова следователям. Уже от «Вече» аффилированные с Новожиловым компании получали договоры субподряда.


«В декабре 2012 года Закалдаев предложил директору «Вече» Олегу Орлову и директору дорожно-эксплуатационного предприятия области передать ему 250 тыс. рублей за покровительство и подписание специалистами отдела контроля качества ГОКУ «Новгородавтодор» без надлежащей проверки актов о приемке выполненных работ», – сообщила прокуратура после вынесения приговора Закалдаеву. Уже в январе 2013-го начальник Новгородавтодора получил эти деньги прямо в своем кабинете.


В 2016 году Шалмуев получил 9 лет за хищение 15 млн рублей, Закалдаев в этом году сел на 8 лет, Орлову в 2013-м дали 3 года заключения. Еще четыре фигуранта получили реальные сроки. Лишь Андрей Новожилов – зять начальника «Новгородавтодора» Закалдаева – отделался условным сроком и штрафом в 340 тысяч рублей. Наказание смягчили полное признание вины, двое несовершеннолетних детей и активная помощь следствию.

Олег Орлов. Фото "Новгород.ру"

Хищные до госзаказа

Условный срок не помешал Новожилову остаться в деле. Именно его компания – «Новгородский Доркомсервис» (НДКС) в июне 2017-го заключила контракт на ямочный ремонт. В прошлом году подобный контракт выиграла компания с похожим названием – «Доркомсервис» (ДКС), получавшая дорожные контракты как минимум последние шесть лет. Ее владелец и гендиректор Олег Королев с 2013 по 2015 год возглавлял компанию Новожилова «Новгородский Доркомсервис». Еще одна компания, принадлежащая Королеву – ООО «Демянский лес», – и по сей день имеет один с ДКС Новожилова номер телефона, следует из данных системы СПАРК-Интерфакс. Круг замкнулся.

Проще говоря, пока экс-вице-губернатор и зять Новожилова сидели за решеткой в ожидании суровых приговоров, он сам получал миллионные и полумиллиардные контракты от новых руководителей Новгородавтодора.

Обрушение дороги на трассе 49К-0720. Фото Елены Лукьяновой

Контракты, кстати, получала и фирма ДЭП, которой владеет однофамилица Андрея – Жанна Новожилова. Более того, с 2002-го до как минимум 2009 года совладельцем ДЭП был Николай Закалдаев. По некоторым данным, отец Жанны. За два последних дня 2014 года компания однофамилицы Андрея Новожилова получила шесть контрактов на 194 млн 931 тыс. 580 руб. За эти же два дня ООО «Доркомсервис», связанное с Новожиловым, получает семь контрактов на 277 млн 977 тыс. 285 руб. В данном случае «Новая» обратила внимание только на те контракты, по которым компании должны были отремонтировать дороги, угробленные наводнением.

О том, как живут люди в затопленных деревнях, читайте репортаж наших корреспондентов: Уплыть в Любытино

Фото Елены Лукьяновой