Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

При известной доле фантазии можно запретить что угодно

19 сентября 2017 08:39 / Культура

Историк Сергей Сумленный – о кинематографе Третьего рейха, как личной индустрии Геббельса.

«Оскорбление чувств ветеранов войны» – под таким предлогом в 1930 году в Германии активисты национал-социалистической партии во главе Йозефом Геббельсом срывали сеансы фильма «На западном фронте без перемен» по роману Ремарка. Дело было во времена Веймарской республики – относительно демократичные, вегетарианские. Через три года эта партия придет к власти, а бывший секретарь берлинского горкома НСДАП Геббельс возглавит Министерство пропаганды и просвещения. Что происходило дальше в германской культуре, в частности в кино, рассказывает историк, германист, политолог Сергей Сумленный.

– Сергей, еще в Веймарской республике коричневорубашечники пытались запрещать книги, кино и вообще «неправильное» искусство. Как все развивалось после 1933 года – в Третьем рейхе?

– Одним из первых действий, совершенных нацистами сразу после прихода к власти, была полная зачистка информационного поля. Они приняли, в частности, закон «о редакторах». Он описывал, кто имел право выполнять работу журналиста. Категорически запрещено было работать, например, евреям или тем, кого нацисты называли неполноценными. То же самое проделали в изобразительном искусстве, в фотографии и, конечно, в кино. Там тоже произошла полная зачистка пространства, действовали все механизмы ограничения и подавления. Йозеф Геббельс считал, что пропаганду необходимо технологизировать. Поэтому он придумал известную систему обращений к нации по радио. Он же устраивал летучки: редакторы газет и радиостанций по селектору регулярно соединялись с ним и получали инструкции, какие темы надо освещать, что сейчас важнее для нации.

– Евреи – это ведь не единственный фильтр?

– Конечно, были еще и идеологические. Просто национальный – самый первый, самый осязаемый и самый непроходимый. То есть невозможно было сказать, что я, мол, хоть и еврей, но готов следовать линии партии. И существовала непреодолимая цензура.

– Формально по конституции вроде бы цензуру запретили. Значит, прописали ограничения в законах?

– Не было такого, чтобы любой текст сначала читал цензор, как в Советском Союзе. Но существовали списки запрещенных книг, фильмов и так далее. И действовали отдельные законы. К примеру, о защите юношества. О защите родины от клеветы. И они могли применяться для запрета любого произведения искусства. Художникам, чьи работы отличались от общепринятого стиля романтического реализма, предъявляли обвинения в том, что они очерняют немецкую нацию. В 1920–1930 годы создавалось много картин, на которых солдаты Первой мировой изображались калеками. Такого рода картины изымались из музеев и уничтожались на том основании, что это глумление над немецким солдатом. Другая важная социальная тема 20–30-х годов – картины с изображением проституток. Их нацисты изымали и уничтожали как клевету на немецкую женщину.

– А юношество от чего защищали?

– Формально – от порнографии или от алкоголя. «От грязных текстов», как там сказано. Таков закон 1926 года, еще Веймарской республики, но при известной доле фантазии с его помощью можно было запретить что угодно.

– Геббельс называл себя «покровителем кино» и обещал вывести его «на уровень, соответствующий немецкому гению».

– Это была практически личная индустрия Геббельса.

– Существовали ли исключения из правил, например о «фильтрах», для признанных нацистами мастеров кино?

– Нет, никто не был от этого свободен. Режиссер Лени Рифеншталь, снимавшая очень важные фильмы для Гитлера, потеряла постоянного оператора – Вилли Цильке, с которым всегда работала. Он был болен, поэтому считался неполноценным, его арестовали, подвергли принудительной кастрации, он был близок к тому, чтобы покончить жизнь самоубийством.

Кинооператор Вилли Цильке

– Что изменилось после 1933 года?

– К 30-м годам в Германии действительно была очень развита киноиндустрия. Вспомните «Метрополис» Фрица Ланга, его же «Нибелунгов». Кинематографическая жизнь в Германии бурлила, туда приезжали режиссеры со всего мира. Включая Эйзенштейна, который жил и работал в Берлине. В Германии изобрели формат 35-миллиметровой пленки. И массу других технологических достижений.


Потсдамская площадь в Берлине была одним из мировых центров киноиндустрии. И вся эта инфраструктура досталась нацистам.


Кого-то из артистов, режиссеров и других работников они выгнали, кого-то посадили, кого-то убили, но механизмы все остались. Всего работало больше ста частных киностудий. Нацисты начали их объединять и укрупнять. Формально студии некоторое время оставались частными, но работали по госзаказу. Это же не картина и не книга, которую можно писать «в стол». Снимать кино очень дорого. Деньги давало только государство. А к началу 1940-х годов уже все крупные студии перевели в госсобственность.

– Как получали заказ на фильм?

– Точно так же, как для оборонных концернов: им спускали госзаказ, они между собой конкурировали. Конструктор Фердинанд Порше, скажем, выпускает свой вариант тяжелого танка и доказывает, что он лучший.

– С танком понятно. А в кино по каким параметрам конкурировали студии? Кто патриотичнее – тому и деньги?

– Фильм должен быть идеологически правильным, снятым на высоком уровне, чтобы люди на него ходили, чтобы имел кассовый успех. Заведомо провальные фильмы никому нужны. Вы приходите в министерство пропаганды и кладете на стол свой проект. Там указаны режиссер и все участники. Министерство определяет, соответствует ли предполагаемый фильм поставленным задачам.

Кадр из фильма «Девушка моей мечты»

– Каким задачам? Кино должно было развлекать, просвещать или агитировать?

– Подавляющее большинство фильмов развлекательные. Их снимали практически до самого конца войны. Хотя по большому счету трудно выделить фильмы, которые были бы только развлекательными или только пропагандистскими. Ставший знаменитым сначала в СССР, а потом в России трофейный фильм «Девушка моей мечты» сняли в 1944 году. Герои поют и пляшут в Альпах, кругом мир. Хотя были и фильмы пропагандистско-государственнического характера, такие как «Квекс из гитлерюгенда». Где показано становление юноши в молодежной организации – как должно быть с точки зрения нацистов. Существовал большой пласт антисемитских фильмов. «Еврей Зюсс» – фильм, снятый как рассказ о заговоре, который будто бы плели евреи против всей Европы на протяжении сотен лет. Снял его один из любимых режиссеров Геббельса – Файт Харлан. Главный герой, Зюсс Оппенхаймер, устраивает заговор и усиливает свое влияние, чтобы уничтожить Европу. 

– Их не смущало, что за основу взяли роман еврея Фейхтвангера?

– Фильм не базировался на Фейхтвангере, оттуда только главный герой, реальная историческая личность Йозеф Оппенхаймер. И его Харлан показал в неприглядном виде.

На съемках фильма «Еврей Зюсс» // waralbum.ru

– На какие еще фильмы министерство Геббельса выделяло деньги?

– Были как бы документальные фильмы, те, что снимала Лени Рифеншталь. «Олимпия» – помпезная хроника Олимпиады 1936 года в Берлине, «Триумф воли» – пропагандистская хроника партийного съезда в Нюрнберге 1934 года. Был еще один блок фильмов – чтобы объяснять решения правительства по разным вопросам. Скажем, по прямому заказу министерства пропаганды режиссер Вольфганг Либенайнер в 1941 году снял фильм «Я обвиняю». По сюжету женщине, страдающей рассеянным склерозом, муж помогает умереть. Этот фильм должен был объяснить народу необходимость эвтаназии неполноценных.

– Аншлюс Австрии, аннексию Судетской области тоже объясняли в кино? Или события, единодушно одобренные нацией, не нуждались в объяснениях?

– В 1938 году вышел фильм «Слово и дело», посвященный аншлюсу Австрии. Но вообще все это вписывалось в категорию исторических фильмов.

– Министерство-то у Геббельса называлось не только пропаганды, но и просвещения. Они экранизировали классику?

– В 1940 году сняли фильм «Станционный смотритель». Режиссер – Густав Учицки. С абсолютно звездным составом. Станционного смотрителя играл Генрих Георге – один из немецких актеров-миллионеров. Он снимался у Ланга в «Метрополисе», у него была вилла на Ванзее.

– «Станционный смотритель» – по Пушкину?

– Там интересная трактовка Пушкина. Учицки переносит действие во времена позднего Толстого. Фактически он смешивает «Станционного смотрителя» и «Воскресение». Всё очень романтично: зима, снег, военные, меховые шапки, любовь, смерть и так далее. Картина получила приз на 8-м Венецианском кинофестивале как лучший иностранный фильм, удостоилась Кубка Муссолини. Но фильм реально очень хороший. Не нацистское кино, не идеологическое, его можно посмотреть в Германии и сейчас.

– Почему нацисты взялись экранизировать Пушкина?

– Учицки начал съемки во времена заключения пакта Молотова – Риббентроппа.

– Ах вот оно что…

– Да, но в июне 1941 года фильм сняли с проката с такой аргументацией: слишком положительно показывает русских.

– С литературной основой в Третьем рейхе, я так понимаю, обращались вольно.

– Еще как. В 1938 году они экранизировали «Двенадцать стульев», только назвали «Тринадцать стульев». Режиссер Эмерих Войтек под псевдонимом Э. В. Эмо поменял сюжет: вместо Остапа и Кисы у него по Вене бегают старьевщик Хофмайер и парикмахер Рабе.

Кадр из фильма «Тринадцать стульев»

– Как у них обстояло дело с трактовкой исторических фактов?

– Была очень жесткая идеологическая правка истории. Исторических фильмов было много, и все показывали, что немецкий народ – народ-победитель. Скажем, с 1942 года Файт Харлан снимал фильм «Кольберг» – об осаде прусскими войсками этого города во время наполеоновских войн. В 1942 году тот же Харлан выпустил фильм «Великий король» – о Фридрихе Великом и его победах в Семилетней войне. И там фигурировала тема исконно германских земель: это наше, это принадлежит нам по праву.

– Не промахнулись они с Фридрихом-то? Он зубы о Россию обломал, при нем русские вошли в Берлин.

– Вот как раз в «Великом короле» взято сражение при Кунерсдорфе.

– Разгром Фридриха русской армией?

– Да, но фильм посвящен тому, что и в такой ситуации немцы соберут волю в кулак и в конце концов победят. И в итоге Фридрих спасает Пруссию от захвата. Разумеется, фильм изобилует историческими искажениями. Но кто же снимает пропагандистские фильмы с соблюдениями исторической фактуры? Им надо было показать, что после поражения лидер встает и спасает нацию.

– Разве в 1942 году, еще до Сталинграда, они уже нуждались в таких сюжетах?

– Уже стало понятно, что блицкрига не получилось. И фильм показывал, что поражение в битве не означает поражения в войне.

– У них все фильмы были такого высокого качества?

– Это распространенный в советское время миф. Потому что к нам просачивались только шедевры. Мы сейчас, говоря о том времени, вспоминаем «Великого короля» или «Триумф воли», но треша было несоизмеримо больше. И пропагандистского, и развлекательного. Надо понимать, что киноиндустрия с точки зрения искусства была нацистами фактически разгромлена. С самого начала очень многих крупных художников нацисты выгнали из страны. На их места пришли те, кто раньше ничего не мог снимать из-за элементарной бездарности. А тут они начали снимать. И если вы посмотрите фильмы того же Харлана, это во многом весьма грязная и грубая работа.

– Как сложилась судьба таких художников после войны?

– У всех по-разному. Например, гениальный актер Генрих Георге умер в 1946 году в Заксенхаузене – уже в советском, когда НКВД использовал бывший нацистский лагерь для содержания немецких пленных. Он умер там от голода. А режиссер Харлан работал и после войны. В Западной Германии началась большая кампания, чтобы предать его общественному остракизму, но ему удалось доказать, что он всего лишь человек искусства.

Ирина ТУМАКОВА