Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Что-то вроде попрошаек

2 октября 2017 11:16 / Культура

Могут ли уличные музыканты заработать на жизнь, и как полиция определяет, кого прогнать, а к кому проявить снисходительность.

Недалеко от входа на станцию «Адмиралтейская» парень поет под гитару «Creep». Внизу, уже в самом метро, молодой человек со скрипкой наполняет вестибюль вездесущей «Музыкой ангелов». В вагоне обладатель дредов и тамтама принудительно знакомит пассажиров со своим творчеством.

«Играть в переходе» – это не только страшилка для студентов консерватории, но и будни многих музыкантов, желающих приобрести новый опыт, проверить на людях, насколько им нравится их творчество, и просто заработать. «Как правило, люди горят идеей дарить музыку окружающим без рамок и запретов. Некоторые играют одно и то же ради заработка, люди часто чувствуют настроение такого музыканта, и его доход ниже, чем у тех, кто это делает ради музыки», – считает Евгений (22 года, поет под гитару на улицах и в транспорте).

Заработок у уличных артистов, кстати, вполне сносный. Собеседники «Новой» называли сумму около 1000 рублей в час, при хорошем месте, грамотном репертуаре и удачном времени суток. Рекордная озвученная сумма – 12 тысяч за пару часов игры. Естественно, речь идет о музыкантах с хорошими инструментами, аппаратурой и отрепетированным материалом.

Стритеры любят причислять себя к андеграунду (для тех, кто играет в метро, это еще и красивая игра слов), и музыка, которую они исполняют, действительно иногда звучит оригинально и свежо. Например, уличный фильтр прошел один из финалистов шоу «Голос» Александр Бон, начинавший музыкальную карьеру в вагонах петербургского метро. «Я играл как на улице, так и на стадионах; в первую очередь, улица – хороший способ проверить, работает ли то, что ты делаешь», – говорит Василий, исполняющий в основном джаз.

С правовой стороны вопроса все намного сложнее: уличное музицирование в России не регулируется законом. И золотое правило «разрешено все, что не запрещено» здесь не работает.

Последний год запомнился чередой скандалов с арестами уличных музыкантов, конфискацией инструментов, штрафами и судами. Причем обвиняли музыкантов в организации несанкционированных собраний и «нарушении доступа пешеходов к социальным местам».


Самыми резонансными стали задержание виолончелиста Семена Лашкина и двух студенток, игравших на гуслях и домре в центре Москвы: их обвиняли в «организации массового пребывания граждан в общественных местах». Причем полицию не смутило то, что людей, которым они якобы мешали, в тот момент на улице практически не было.


В правилах метрополитена есть пункт 9.26, запрещающий игру на музыкальных инструментах, но на переходы метро он не распространяется. Что же касается улиц, то про них не сказано вообще ни слова, за исключением так называемого «Закона о тишине» (ФЗ №52 ст. 23); однако и он запрещает шуметь только после 22 часов.

А по факту получается, что отсутствие законов позволяет повесить на музыкантов все смертные грехи: незаконное предпринимательство, нарушение покоя граждан, попрошайничество, уже упомянутая выше статья 20.2.2 КоАП («Организация массового пребывания граждан в общественных местах»), игра на музыкальных инструментах на примыкающей к метрополитену территории, и наконец, «затруднение доступа к социальным местам».

Сами музыканты давно уяснили, что спорить в конфликтных ситуациях бесполезно, и либо убегают при виде сотрудников полиции, либо теряют несколько часов в отделении и в среднем около 500 рублей (штраф за административное правонарушение).

В Москве активисты добились того, что началась реализация программы «Музыка в метро», в рамках которой на территории метрополитена выделяются площадки для выступлений артистов, прошедших конкурс-прослушивание. Однако желающих играть гораздо больше, чем предоставленных мест. И нигде, кроме Москвы, такой практики нет. Почему в целом позитивный замысел московской «Музыки в метро» нельзя расширить и распространить на другие города, неясно.

Как обстоят дела в Европе?

В Мюнхене музыканты приобретают лицензию (стоит около 30 евро) и проходят прослушивание, после чего получают право играть где угодно в течение месяца. В других немецких городах введены ограничения по времени выступления.

В США уличные перформансы узаконены 1-й поправкой к Конституции, а что касается выступлений в метро – в Нью-Йорке для этого нужно лишь пройти прослушивание.

Во Франции за время 10-минутной стоянки на заправке двое моих друзей заработали 15 евро и коробку печенья спонтанной импровизацией с участием аккордеона и вокала.

На площади одного из старинных немецких городков баянист из России рассказал, что за концерт в зале он зарабатывает меньше, чем за день игры на улице.

Екатерина ВИНОГРАДОВА