Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Команды «фас!» не пришло

9 октября 2017 10:21 / Мнения

Протестная акция 7 октября в Петербурге обошлась, что называется, малой кровью – по сравнению с тем, что было 12 июня.

Несколько десятков задержанных вместо шести сотен, практически всех (кроме двоих) отпустили из полиции, не оформив никаких протоколов и лишь устно предупредив о недопустимости выхода на проезжую часть. При этом те, кого привезли в 59-й отдел полиции на улице Есенина (туда доставили подавляющее большинство задержанных), отмечали вполне человеческое отношение со стороны сотрудников отдела.

Мы с адвокатом Юрием Карпенко, приехав в этот отдел сразу вслед за автобусом с задержанными, можем это подтвердить – в том числе по итогам общения с присутствовавшим там начальником Выборгского РУВД Сергеем Автономовым, резко отличавшегося от разговоров, которые мне пришлось вести с полицией после массовых задержаний 12 июня.

Почему, что называется, «концепция изменилась»?

Точных данных, конечно, нет, но есть гипотезы. После того как во время протестной акции 26 марта горожане беспрепятственно прошли с Марсова поля на Дворцовую площадь и оттуда на Невский проспект, и лишь в районе площади Восстания поступила команда их задерживать (а потом никого не арестовали, ограничившись штрафами), скорее всего, из Москвы пришел упрек в излишнем гуманизме. И 12 июня все было совсем иначе: вязать начали прямо на Марсовом поле, задерживали достаточно жестко, потом сутки-двое держали в полиции, потом везли в суд и приговаривали не только к штрафам, но и к арестам.

Резонанс после тех событий был достаточно громким – с количеством сидельцев не справлялись ни суды, ни следственные изоляторы. Совершенно не исключено, что 7 октября (напомним: в день рождения Путина) еще один скандал был Кремлю не нужен. И в итоге команды «фас!» из Москвы так и не пришло. А вести себя предельно жестко без команды у питерской полиции большого желания, судя по всему, не было. А посему выбрали тактику «разгонять, но не сажать». Маятник качнулся в другую сторону.

Впрочем, это совершенно не значит, что в следующий раз он снова не качнется в противоположном направлении.