Липовые прирезки и отрезки
14 февраля жители Токсово пришли к администрации губернатора Ленинградской области требовать защиты своих лесов и озер от влиятельных захватчиков.
Новый генплан Токсово правительство Ленобласти утвердило еще в декабре, но скандалы вокруг него как не утихали весь прошлый год, так и продолжают греметь: люди протестовали на общественных слушаниях, собирали подписи, жаловались в прокуратуру. Дело в том, что чиновники и инвесторы пытаются перевести под застройку около 1000 гектаров лесов и зеленых зон.
Один из самых ярких примеров – порядка 130 га лесов между озерами Кавголовским и Изумрудным (то, что с декоративным корабликом), которые первый замминистра обороны РФ Руслан Цаликов своим приказом (№ 328 от 14.062016) передал муниципальной администрации. Мало того, что Главная военная прокуратура признала передачу незаконной (см. ниже), у «Новой» есть все основания считать, что лес передавался поселению под конкретного, совсем не рядового инвестора.
Почти сразу после выхода приказа замминистра, осенью 2016-го, компания «Росинжиниринг» выполнила для ПАО «Газпром» проект элитной базы отдыха, состоящей из «индивидуальных коттеджей, апарт-отелей, таунхаусов», а также «развлекательного комплекса, крытого и открытого бассейнов, СПА-комплекса, ипподрома, конноспортивного комплекса». Комплекс предполагалось разместить как раз на той территории, которую передал муниципалам Цаликов. Примерно в это время проект выставлялся на территории спортивного курорта «Охта-парк», совладельцем которого является хозяин ГК «Росинжиниринг» Дмитрий Новиков. В тот момент было еще далеко до общественных слушаний по генплану.
Но судя по тому, что Газпром вложился в создание проекта заранее и вынес его на всеобщее обозрение, он почему-то был уверен, что генплан будет утвержден и лес на участке 47:07:0506001:5 между двумя озерами и Ленинградским шоссе достанется именно ему.
Можно предположить, что промежуточное звено в лице токсовской администрации было чистой формальностью. Впрочем, и руководитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Игорь Конашенков, и глава токсовской администрации Андрей Кожевников заявили «Новой», что Газпром не был адресатом цаликовского подарка. Игорь Конашенков сказал, что раз в приказе написано про передачу в муниципальную собственность «имущества военного городка номер 6 с земельным участком», то так и надо писать – отдали народу. А уж что там муниципалы будут делать с этой землей – им неведомо. По словам Кожевникова, участок будет передаваться под освоение по результатам тендера: «Кто угодно, хоть Сургутнефтегаз сможет поучаствовать».
Однако Сургутнефтегаз не планировал застройку участка за два года до его выведения из оборонных лесов. Что до военного городка номер 6, то его застроенная территория занимает не более 70 га от передаваемого участка в 207 га. Все остальное – лес, учтенный в лесоустроительных материалах Морозовского военного лесничества. А плюс к тому – 30 га (два лесных квартала вдоль Ленинградского шоссе) и вовсе «гражданского» леса, которым Минобороны вообще не могло распоряжаться. Информация об их выводе из лесного фонда пришла из Комитета по природным ресурсам Ленинградской области задним числом. Любопытно, что золотой участок 47:07:0506001:5 в Росреестре оценили в смехотворную сумму – 187 тысяч рублей. Видимо, для удобства участников «тендера».
Берег – Роснефти
Помимо этого, проект генплана включил в границы поселения 180 га оборонных лесов вокруг озера Мустаярви и 360 га вокруг знаменитого прозрачного карьера около СНТ «Экология». Кроме больших хапков, было множество мелких (всего порядка 200 изменений). Так, в ИЖС переводится полуостров с огороженным берегом на озере Лассылампи, где стоит дача вице-президента Роснефти и президента Башнефти Андрея Шишкина. Также, по удивительному совпадению, в зону индивидуальной жилой застройки превращается узкая длинная полоса берега, прилегающая к даче нефтяника слева. Ранее там была рекреационная зона. Нынешний перевод позволит продать берег и отрезать от озера других жителей.
И почти задаром
Активисты были очень удивлены, узнав, что автором одиозного проекта генплана стал старый уважаемый институт – НИИП градостроительства. Однако на поверку оказалось, что это липа. В настоящем АО «НИИП градостроительства» сообщили, что автор проекта генплана ООО «НИИП градостроительства» (разница только в форме собственности) на самом деле не входит в их структуру и использует бренд без их ведома и согласия. Оно и неудивительно: вряд ли настоящий проектный институт взял бы за двухлетнюю работу по планированию поселка всего 99 тысяч рублей. А именно столько стоил контакт с одноименным ООО.
Принять и забыть
Генплан принимался с огромным количеством нарушений. Как уже было сказано, Главная военная прокуратура признала передачу леса замминистра Цаликовым незаконной: согласно Постановлению Правительства РФ № 135 от 1998 г. оборонные леса после прекращения пользования ими Минобороны подлежат возврату в лесной фонд РФ (ответ имеется в редакции). Выступая на экосовете, губернатор Дрозденко обещал не допустить этого перевода (а ранее, в 2015 году, он вообще пообещал ввести мораторий на включение леса в границы поселения). Но это не помешало все утвердить.
Пикет у здания администрации Ленобласти 14 февраля
Администрация представляла материалы генплана так, чтобы в них гарантированно никто не смог разобраться. В муниципальной газете публиковались маленькие черно-белые (!) схемы, а буквы текста были такими мелкими, что прочитать можно было лишь заголовки. Большие схемы появились в коридоре администрации лишь в последний момент. Большинство людей смогли ознакомиться с проектом только на общественных слушаниях, которые, дабы минимизировать число участников, проводились исключительно в неудобное рабочее время. Тем не менее люди пришли, а также написали более 600 (!) жалоб на проект. Однако процедура была признана корректной, а все замечания жителей за исключением одного проигнорированы. Областной Комитет по градостроительству и архитектуре пообещал, что после переработки проекта согласительной комиссией проект должен пройти новые общественные слушания. Но эти слушания так и не состоялись. Просто в конце января жители вдруг узнали, что генплан уже месяц как утвержден. Спасти удалось только берега озера Мустаярви. Все остальное потеряно.
Урезали заказник
5 февраля пришло еще одно известие: совет депутатов Токсовского городского поселения принял постановление о расширении муниципального заказника «Озеро Вероярви». Казалось бы, это замечательно, этого так давно все ждали! Но вот только в результате «расширения» от особо охраняемой природной территории почему-то был… отрезан немалый кусок. Причем частично вместе с акваторией. Выяснилось, что депутаты вдруг «вспомнили» (через десять лет после создания заказника), что часть его накладывается на сформированный еще в 2007 году участок Министерства обороны. Возник вопрос: а почему об этом не вспоминали раньше? И почему Министерство обороны ни разу не оспаривало создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на «своей» земле? Таинственный участок Минобороны накладывается не только на заказник, но и на уже застроенную территорию поселка. В течение последних 11 лет в Токсове были приняты несколько поколений документов терпланирования, и все они были согласованы с Министерством обороны. То есть как минимум сроки «вспоминания» об участке давно пропущены. Кстати, уже удалось узнать мнение начальника отдела ООПТ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Федора Стулова: он считает выдвинутую депутатами причину надуманной. Однако постановление принято, кусок заказника отрезан, а леса в генплане, наоборот, прирезаны. Единственное, что оставалось, – обращаться напрямую к губернатору.
14 февраля десять пикетчиков встали под окнами областного руководства, держа в руках перечень нарушений токсовских властей, а также напоминание самому Александру Дрозденко о его обещании больше не трогать лесов. Если правда, что губернатор не знал об утверждении незаконного генплана (документ подписал не он, а первый заместитель председателя правительства Ленинградской области Роман Марков), то самым правильным было бы его отменить.