Против пыток – в городе, стране и мире
Участники акций солидарности с российскими антифашистами требуют пресечь насилие над задержанными и фабрикацию уголовных дел.
Акции в поддержку россиян, подвергающихся преследованиям и пыткам в рамках «пензенского дела», проходят по всему миру – Варшава, Гданьск, Прага, Будапешт, Таллин, Тарту, Миннеаполис, Нью-Йорк, Портленд, Торонто и в десятках российских городов – Челябинск, Калининград, Курск, Самара, Новосибирск, Астрахань, Кемерово, Волгоград, Ижевск, Пенза, Находка, Ростов-на-Дону, Воркута, Томск, Сочи, Екатеринбург, Кандалакша, Саратов, Москва, Санкт-Петербург.
В Петербурге 15 февраля у здания регионального управления ФСБ движение «Весна» представило инсценировку «избиения и удушения человека сотрудником спецслужб».
Мужчина в кожанке и черной балаклаве деловито затягивал ремень на шее окровавленной девушки, распростертой прямо на ступенях Большого дома. «Этой акцией мы хотели напомнить о недавних пытках в отношении жителей Петербурга и Пензы, – поясняют активисты. – Нас не устраивает, что в 2018 году в нашей стране для сотрудников спецслужб еще не очевидна недопустимость подобных методов».
Предметом особого удивления стало не только то, что при проведении вызывающего перформанса никого не «повинтили», но и то, что сотрудники управления вообще как будто не увидели в происходящем ничего для них необычного.
Деловитые граждане в штатском с портфелями и без спокойно входили и выходили из здания, нимало не смущаясь происходящим на его ступенях. «Должно быть, для них это уже будничная картина – ну пытают кого-то на крыльце… обычное дело!» – иронизируют комментаторы в соцсетях.
Совсем иной настрой был на акции следующего дня – в массовый пикет к Соловецкому камню, памятнику жертвам репрессий, вышли около сотни человек, протестующих против сегодняшних репрессий, пыток, против фабрикации дел антифашистов и других гражданских активистов.
Свои слова поддержки и призыв не оставлять узников один на один с карательной системой высказали бывшие политзэки Юлий Рыбаков, Александр Скобов, Вячеслав Долинин, организаторы акции из партии Яблоко Анатолий Голов, депутат Борис Вишневский, член правления «Мемориала» Витольд Залесский и другие.
«Нужно выходить на улицы, нужно, чтобы такие наши акции собирали не сто, а сто тысяч человек, – убежден Борис Вишневский. – Взятый курс на реабилитацию Сталина, который мы все сейчас наблюдаем, и приводит к возобновлению таких методов, когда из людей жестокими пытками выбивают признательные показания. У нас не 37-й год, чтобы так действовать».
Динар Идрисов, сам ставший недавно жертвой жестокой расправы, подчеркнул, что применение пыток – уже не просто подавление гражданской активности, мы имеем дело с прямой опасностью для жизни. Ни на день нельзя выпускать ситуацию из зоны общественного внимания.
«Сегодня прощеное воскресенье, – напомнил член Правозащитного совета Григорий Михнов-Вайтенко. – Все социальные сети заполнены словами «простите меня, и я всех прощаю». Этот день превращается в фарисейское действо. Говорят просто так, не задумываясь, в чем они виноваты. А наша главная вина – равнодушие. Вот за это нам однажды серьезно придется просить прощения. И у тех, кто сегодня сидит в Большом доме, и у тех, до кого мы не сумели достучаться за прошедшие двадцать лет, – из-за чего теперь стало возможным то, что происходит».
Историк и публицист Даниил Коцюбинский рассказал, как известие о пытках фигурантов «пензенского дела» застало его в архиве Большого дома, где он знакомился с делом своего деда, репрессированного и расстрелянного. Сегодня, по убеждению историка, нет более насущной и неотложной задачи, чем сделать все возможное для защиты тех, кто теперь попал в эти жернова.
«Пикет у Соловецкого камня против фээсбэшных пыток и репрессий показался мне чем-то большим, чем просто акция протеста, пусть даже по такому страшному и безотлагательному поводу, – подытожил Коцюбинский. – Никакой специальной подготовки акции не было, только сетевой анонс. Но люди пришли. Это был не митинг, это была встреча петербуржцев, каждый из которых знал, зачем он пришел к Соловецкому камню и что должен сказать. Это был своего рода тест на жизнь. Город показал, что жив».
Напомним, что ранее партия Яблоко заявила о серии акций против пыток и репрессий гражданских активистов, которые будут продолжаться, пока эта кровоточащая тема не утратит своей актуальности. К первой из них, прошедшей в минувшее воскресенье, присоединились представители «Демократического Петербурга» и «Солидарности». Были, разумеется, анархисты и антифашисты.
Собравшиеся потребовали пресечь фабрикацию дел против антифашистов и привлечь к уголовной ответственности тех, кто пытками выбивал из них «признательные» показания.