Привести «своих», оттолкнуть «чужих»
Низкая явка как терновый куст президентских выборов.
Аксиома политтехнологии – о том, что для победы надо привести на выборы «своих» избирателей, – в нынешней России дополнилась другой: надо еще оттолкнуть от выборов «чужих».
Неудивительно, что обе эти задачи активно решает власть (что показывает неуверенность в результате и ложность рассказов о «86% поддержки»). Удивительно, что одну из этих задач ей столь же активно помогают решать оппозиционеры, призывающие к «забастовке избирателей».
Буквально взорвавший сеть ролик, агитирующий прийти на выборы – чтобы потом не получить в зрелом возрасте повестку в военкомат, не увидеть детей в пионерской форме и не обнаружить утром у жены в постели «гея на передержке», – был массово осмеян многими критически настроенными к власти людьми.
«Люди поняли, за кого их принимают, оскорбились и приняли окончательное решение на выборы не ходить», – считает мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. «Я вот искренне начинаю склоняться к бойкоту выборов. Они настолько агрессивно навязывают людям эти выборы и вставляют их в любую дырку, что даже меня уже тошнит», – пишет один из питерских протестных активистов, координатор движения «Гражданин Пушкин» Александр Беляев.
Не стоит считать обитателей Кремля идиотами – в политике, как и в спорте, нельзя недооценивать соперника. Потому что, как представляется, именно на такой эффект неизвестные (но явно связанные с властью) авторы ролика и рассчитывали.
Об усилиях властей увеличить явку на президентских выборах пишут много и охотно. Инструктирование бюджетников и жилищников, передача указаний через руководство предприятий и командование воинских частей, обходы квартир и обзвоны пенсионеров социальными работниками – давно известные приемы.
Однако это не работа на увеличение явки «вообще», это работа на привлечение «своих». Агитация, направленная на те группы избирателей, которые прямо зависят от власти и чье голосование во многом предопределено этой зависимостью. Иначе говоря, мобилизация лояльного электората. Стремление привести на выборы тех, кто поддержит Владимира Путина, и таким путем повысить его результат на этих выборах. В том числе, кстати, на это работает и упомянутый ролик – рассчитанный на людей не очень образованных и заранее обработанных кремлевской пропагандой.
Но есть и вторая задача, которую надо решить, чтобы повысить результат Путина. И одновременно показать его подавляющее превосходство над конкурентами.
Суть дела проста. Результат – процент голосов за каждого кандидата на выборах – тем больше, чем больше его сторонников придет голосовать, но кроме того, чем меньше придет голосовать его противников. Значит, надо сделать так, чтобы на выборы не пришли те, кто критически настроен к власти и ее политике. Иначе говоря, стоит задача демобилизации протестного электората.
Именно она и решается в том числе применением таких «методов агитации за явку», которые, как упомянутый ролик, должны вызвать отвращение к выборам именно у образованных и продвинутых людей – то есть у протестного, неуправляемого электората.
В этом смысле, чем топорнее и грубее – тем лучше подействует в нужную сторону на критически мыслящих граждан. И они, возмутившись тем, что их держат за болванов, решат на выборы не ходить.
С другой стороны, известно, что сторонниками Алексея Навального активно распространяется миф о том, что Кремлю якобы страшно нужна явка, чтобы выборы были легитимными. Что только это Кремль и интересует.
Никаких доказательств этого не представлено, но они и не нужны: все развивается по принципу братца Кролика «только не бросай меня в терновый куст». В логике навальнистов – «мы будем делать противоположное тому, что они хотят».
И развернута беспощадная борьба с этим мифом – все силы брошены на уговоры оппозиционно настроенных граждан не ходить на выборы. А заодно на убеждение их в предрешенности исхода выборов и бессмысленности попыток на него повлиять.
При этом остается неясным: если они так уверены, что все равно все подделают и припишут, почему они считают, что проценты припишут, а явку ни за что приписать не смогут?
Кстати, еще одно наглядное доказательство того факта, что Кремлю нужна не явка «вообще», а только явка «своих» – судебный запрет (по требованию прокуратуры) муниципальных референдумов в Москве, запланированных на 18 марта и направленных в том числе на ограничение высоты застройки. Проведение этих референдумов, конечно же, увеличило бы явку именно протестного электората – что властям крайне невыгодно.
Призывы к бойкоту выборов – под предлогом якобы страшной важности явки для Кремля – это стрельба по ложной цели. Независимо от красивого названия «Забастовка избирателей», позволяющего гражданам, сидящим дома на диване, считать себя не лентяями, а героическими забастовщиками и борцами с режимом.
Между прочим, если бы оппозиционные избиратели не бастовали на многих выборах последних лет – у нас был бы другой парламент и, возможно, другой президент. И уж точно после выборов 2016 года в Госдуму в ней были бы оппозиционные депутаты. А не «четыре оттенка серого», в едином порыве голосующие за любые законы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции