Уединение в у.е.

19 февраля 2004 10:00

Полтора месяца прошло с момента резкого подорожания билетов в Государственный Эрмитаж. Рассудок берет верх над эмоциями, пора анализировать ситуацию и подводить первые итоги.




«Финансовая реформа» в главном музее города была хорошо подготовлена яркими публичными выступлениями директора Михаила Пиотровского. Настолько хорошо, что полку жаждущих прекрасного заметно уменьшилось еще до реального поднятия цен. А между окончанием зимних школьных каникул и началом февраля к искусству приникло почти в половину меньше людей, чем обычно в этот период.
Немного цифр. «Одиночные» граждане России теперь должны отдать за вход 100 рублей (по сравнению с прежними 15). Соответствующим образом скорректированы и «оптовые» цены: так, если экскурсионный наряд на группу из 25 школяров раньше стоил 300 рублей, то объявленная сумма на 2004 год - 2500 рублей (всего-то в восемь раз...). А гостю из зарубежья осмотр шедевров обойдется в 350 рублей.
По мнению ряда экспертов, для россиян сработал, скорее, эффект неожиданности: нынешний тариф на приобщение к мировой культуре не выходит за рамки здравого смысла. Студенты, пенсионеры (те, у кого есть необходимость или время часто любоваться на Любительницу абсента или изучать коллекцию античных монет) продолжают пользоваться «контрамарками». Остальная же часть жутко занятого населения, положа руку на сердце, выбирается в «Приют уединения» довольно редко, так что выложить пару раз в год стоимость билета в кино (на не самый ходовой сеанс) вполне может себе позволить. Ощутимо - в своем масштабе - пострадают, пожалуй, лишь постоянные слушатели вечерних эрмитажных занятий (в основном это пожилые люди и сотрудники бюджетных организаций).
Цены для иностранцев с 1 января 2004 года большинством питерских музеев - не только Эрмитажем - выставлены не в долларах, а в евро, отсюда и скачок. Эрмитажные 10 евро - в принципе не дешево, но и не дорого для музея такого класса... Увы, о валютных пертурбациях стало известно слишком поздно, уже после того как питерские турфирмы подписали контракты на этот год с зарубежными партнерами (договоры с местными музейщиками заключаются только в декабре, а с туроператорами за границей - загодя, летом). И наши, по информации Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии, оказались в чертовски неудобном положении: им приходится либо сообщать о «надбавке» в разгар продажи тура, что влечет за собой кучу проблем, либо сохранять реноме и брать убытки на себя.
Кажется, немного перемудрило эрмитажное руководство и с «комплексным» обедом - то есть билетом. Право посещения трех музеев эрмитажного комплекса стоит 700 рублей. Казалось бы - выгодно. Другое дело, что иной человек даже физически не в состоянии в один день обежать пять зданий Эрмитажа, заглянуть в Главный штаб, а потом, высунув язык, нестись еще и в Меншиковский дворец (об эффективности восприятия марафонцев тактично умолчим). Но так или иначе, это уже технические детали, которые не мешают публике так же, как всегда, посещать постоянные экспозиции и выставки Эрмитажа.
Очем же сыр-бор? При ближайшем рассмотрении выясняется, что подорожание незначительно затронуло кошелек рядовых граждан. И вся шумиха, как это ни абсурдно на первый взгляд, организована, скорее, самим уважаемым музеем. Иначе - зачем было директору с таким упорством пугать народ, на каждом углу называя «страшные» цифры (многие из которых так и не подтвердились)?.. Создается впечатление, что Эрмитаж набивает себе цену - в прямом смысле слова. А г-н Пиотровский, похоже, убивает двух зайцев: с одной стороны, по ценовому диапазону он ставит возглавляемый им музей вровень с крупнейшими мировыми собраниями раритетов, с другой стороны - добивается снижения числа посетителей.
Руководитель Эрмитажа, он же председатель Творческого союза музеев Петербурга и Ленобласти, он же президент Союза музеев России - не скрывает, что поток «праздношатающихся» необходимо вогнать в приемлемое русло. Минувшее лето, и в особенности ночь праздника города, - когда через эрмитажные залы, галопом по Азиям и Европам, пользуясь «халявой», промаршировало минимум десять тысяч юбиляров, в большинстве своем нетрезвых, - наглядная иллюстрация к трактату о злом гении толпы. Трещал паркет, выходила из строя сигнализация, небольшие экспонаты в витринах ходили ходуном... Ущерб обнародован не был, но утром 28 мая 2003 года в Зимнем дворце можно было снимать революционный штурм без всякого участия декораторов. Вот и дари после этого искусство людям! Правда, для многих так и не попавших внутрь эфемерный презент обернулся остервенелой давкой в очереди, порванными плащами и сломанными каблуками, чувством досады и унижения, - но это уже тема для отдельного разговора.
Конечно, «ночь в подарок» была обдуманным политическим шагом, который с точки зрения пиара, видимо, окупился. Тем не менее глава музея сообщил, что данный опыт - «первый и последний».
Но и в обычные дни «зевак», по мнению эрмитажного руководства, должно быть гораздо меньше. Тогда коллекции и здания выйдут из состояния стресса. Погаснет вибрация в очаге культуры, стабилизируется влажность. В опустевших залах упростится визуальный контроль за алчущими эстетического шока, сократится мелкое музейное хулиганство - сложнее станет потрогать ножку нимфы, сфотографировать там, где нельзя... Кроме того, появится шанс лицезреть наконец сокровища, которые из соображений сохранности давно были спрятаны в запасниках.
При этом в рублях и у.е., учитывая прирост цен, музей ничего не теряет. И даже выигрывает: есть законное основание секвестировать штат. Между тем экскурсионное обслуживание в Эрмитаже, по ряду оценок, последнее время значительно ухудшилось. Так, еще пять-семь лет назад обзорное путешествие по залам длилось почти два с половиной часа, сегодня официально объявленная продолжительность обзора - два часа, на деле же редкий экскурсовод работает с группой дольше полутора часов. Немало поступает жалоб и на качество.
На этом фоне Министерство культуры РФ планирует лишить Эрмитаж статуса научного учреждения. А Михаил Пиотровский настаивает, что Эрмитаж - прежде всего научный центр. Конечно, директор заботится о реноме своей епархии. В какой-то степени. Потому что наука «на вывеске» - в нынешних в условиях и на таком уровне - это не мечты подвижника, а большие деньги. Гранты, фонды, конференции, совместные проекты... А провинциалы, приехавшие поглазеть на да Винчи, здесь абсолютно ни при чем. Пора признать, что массовость приобщения к высокому и светлому не дает и сотой доли того политического и экономического эффекта, который достигается помпезным водворением в коллекцию «Черного квадрата» (или публичной борьбой за пасхальные яйца Фаберже - которые, кстати, многие авторитетные ученые считают кичем).
- Ни интересы горожан, ни чаяния подчиненных не стоят во главе угла «Пиотровских реформ», - сказал «Новой» сотрудник музея, просивший не называть его фамилии. - Сегодня Эрмитаж - это не культурно-массовое учреждение и не цитадель науки. Это политическое новообразование. И любые шаги его директора следует расценивать в первую очередь как поступки опытного и весьма искушенного политика.

Анастасия Беженцева,
Валерия Стрельникова

Справка «Новой»
Идя навстречу турбизнесу, основные петербургские музеи согласились установить более удобные для сферы отдыха и путешествий сроки проведения договорной кампании на 2005 год: с 1 июня по 1 августа 2004 года. Кроме того, г-н Пиотровский счел возможным предоставить всем турфирмам, заключившим с Эрмитажем договор на 2004 год, скидку в размере эквивалента 1 евро на билет для каждого иностранца. А также снизить на 1000 рублей цену экскурсионного обслуживания школьных групп (теперь она составит 1500 рублей).
Вместе с тем на данный момент Эрмитаж отменил все контрактные скидки для турфирм. Михаил Пиотровский выразил удивление, что представители туриндустрии очень мало участвуют в спонсорских программах, и подчеркнул, что при возвращении к вопросу о скидках будет учитываться «качество работы фирмы с нашим музеем».



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close