Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Смайл, ввп, смайл

1 марта 2004 10:00

От него не спрятаться, не скрыться. Поел, почистил зубы, позвонил крошке на мобильник - и все с ним, с надежей. Товары с портретом одного из кандидатов в президенты РФ (угадай с трех раз фамилию и инициалы) чем ближе к выборам - тем ближе к потребителю.




...Одна из самых распространенных в городе сеть салонов сотовой связи. Топ-модели доступны. Темно-голубой фон оборотной стороны панели, надпись «Путин - наш президент», на лицевой - сам, строго взирающий на пользователя. По словам Максима Редько, продавца магазина, расположенного на Невском, в день таких продается две-три штуки. «Покупает в основном молодежь, у кого все в порядке с юмором», - ответил он на вопрос «НГ». Что ж, стоимость «игрушки», предназначенной для телефонов «Siemens А50» и «Siemens A55», 295 рублей, среднему владельцу мобильника вполне по карману. Более солидные клиенты, как выяснилось, на «президентские приманки» не клюют. Впрочем, вряд ли они равнодушны к ВВП, просто им важнее, чтобы телефон был удобным и соответствовал их статусу, к тому же для многих моделей бизнес-класса сменные панели в принципе не предусмотрены.
Как объяснил управляющий сети салонов связи Константин Левин, аксессуары появились в продаже задолго до начала президентской кампании. «Мы занимаемся коммерцией и совершенно не занимаемся политикой, - заявил он. - Есть символы, которые близки нашему потребителю. В их числе - изображение Путина. Что тут, собственно говоря, плохого?»
С точки зрения г-на Левина, адресат названной продукции - «молодые, мобильные люди, которые допускают элемент творчества в своем телефоне». «Да нравится мне Путин! И я хочу, чтобы мой мобильник смотрелся прикольно! - объяснил студент Николай Петяев, поглаживая свое новое приобретение. - Сегодня покажу подружке, родителям. Папа наверняка одобрит - у нас президента вся семья любит».
Любопытно, что продавцы панелей и их начальство скрывают производителя «прикольных» аксессуаров. «Мы заказываем их на Тайване, но точное название фирмы я не знаю», - сообщил г-н Левин, ссылаясь на Белокаменную. В московском же офисе компании-дилера прояснить ситуацию отказались наотрез.
А на днях в столичных и северостоличных ресторанах, кафе, барах, клубах, салонах красоты, стоматологических центрах появились пластиковые флостики (зубочистки с нитью) с изображением Верховного главнокомандующего. Слоган на оборотной стороне упаковки гласит: «Наше будущее - сильная Россия. Выбери. 14 марта 2004 года». Изготовила предметы личной гигиены петербургская фирма «Просперити», руководство которой утверждает, что выпуск оригинального бренда с избирательной кампанией совпал чисто случайно. Мало того, предприниматели не усматривают в этом и никакой предвыборной агитации. «Никто специально эту продукцию не заказывал. Просто мы очень любим Владимира Владимировича, в нашем офисе висит несколько его портретов, все мы пойдем голосовать только за него, и знаем, что так же к нему относится и большинство россиян. А значит, товар будет пользоваться популярностью», - заявила руководитель проекта Екатерина Чижова.
Идея разместить портрет высшего должностного лица страны на упаковке зубочисток возникла на одном из креативных советов компании в конце прошлого года, и все это время успешно воплощалась в жизнь. «Наша продукция способствует оздоровлению нации, то есть решает задачу, поставленную президентом, - говорит директор по рекламе Татьяна Соболева. - Поэтому зубочистки ничуть не принижают, а, наоборот, укрепляют имидж Путина». Добрые честные дантисты из рекламных роликов от восторга бьются в экстазе, злобные и корыстные рвут на себе волосы - похоже, и те и другие скоро останутся без работы...
«Президентские» средства достижения белоснежного смайла входят в так называемую «юбилейную серию», в рамках которой на аналогичных упаковках будут изображены Петр I, Александр Пушкин, а также достопримечательности Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода. Правда, какой конкретно юбилей собрались таким образом отметить, прояснить не удалось.
- Конечно, это кошмар - Путин на зубочистках! Но, к сожалению, неимущественное право на собственное изображение есть только у самого президента, - с трудом сдерживая смех, сказал зампред петербургского Горизбиркома Дмитрий Краснянский. - Теоретически он может подать на производителей в суд...
По мнению г-на Краснянского, иск также могут инициировать предприятия-конкуренты (выпускающие зубочистки и панели для телефонов), но таких заявлений в суд пока не поступало.
«У нас нет конкурентов в области производства зубочисток-флостиков не только в Петербурге, но и в стране», - подчеркнула г-жа Чижова. Не будет, по ее прогнозам, исков и от самого гаранта - ибо маркетинговый ход был тщательно согласован с президентской администрацией: «В течение двух месяцев мы несколько раз высылали образцы упаковок по почте в Кремль, и в итоге нам дали добро. Единственное условие, которое нам поставили, - вся продукция должна распространяться бесплатно».
За два месяца фирма планирует выпустить 5 - 6 миллионов зубочисток, затратив при этом 5 - 6 миллионов рублей. Коммерсанты готовы предоставить большую партию и в питерский избирательный штаб ВВП. Не стоит упрекать их в альтруизме - эффект от масштабного пиара наверняка компенсирует все расходы с лихвой.
«Да, эта акция является прямым нарушением закона «О выборах», - признал г-н Краснянский. - Безусловно, нужно бороться, но... как это сделать - мы не представляем. Тем более что человеку, который решится назвать зубочистки «агитационным материалом», по-моему, пора на Пряжку». Глава петербургского Горизбиркома Александр Гнетов был еще более краток: «Пусть нам принесут экземпляр данной продукции, выскажут претензии, тогда и будем разбираться. На данный момент никаких поводов для этого нет». Вероятность же оспаривания выпуска гигиенических средств, о которых идет речь, конкурентами Владимира Владимировича в борьбе за кремлевское кресло, по-видимому, не рассматривается вовсе. Таким образом, «негласная» агитация за земляка в Петербурге продолжается полным ходом, и по окончании выборной кампании товары с его изображением вряд ли потеряют актуальность.

Иван ПЕРЕПЕЛОВ
фото Сергея МАКСИМИШИНА


Кстати
Чести присутствовать на упаковке зубочисток удостоилась и член семьи президента. Нет, не жена, а собака - черный лабрадор Кони. На лицевой стороне упаковки начертано «Наша Кони - мать-героиня!», на оборотной изображены все ее восемь детей. Рядом с каждым песиком - место для подписи и призыв: «Дай щенку имя!» Вот так - и выберем, и поиграем.