Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Тенденция хорошая, пляжи плохие

27 июня 2018 09:21 / Экология

В начале июня Роспотребнадзор по Петербургу обнародовал данные мониторинга пляжей и водных объектов города. Вывод неутешителен: официально в Петербурге нельзя купаться нигде, включая пляжи Курортного района.

Причем еще год назад из списка запретных пляжей ведомство делало одно исключение – озеро Безымянное в Красносельском районе. Однако в этом году закрыли и его. Что же такого случилось за год с этим конкретным озером и на основании каких показателей Роспотребнадзор объявляет пляжи непригодными?

Судя по релизу ведомства, песок и вода оценивались более чем по 20 позициям. Но если состояние песка нареканий почти не вызвало, то по качеству воды ни один из 23 официальных городских пляжей на десяти водных объектах (Финский залив, Суздальские озера, озеро Разлив, Колонистский пруд, Ольгинский пруд и др.) не соответствовал нормативам. Означает ли это, что купаться нельзя нигде, или дело в превратностях статистической выборки: пригодные для купания места в официальный список почему-то не вошли, а официальные – непригодны?

Мы обратились за разъяснениями в Роспотребнадзор, однако ответа в отведенный законом срок так и не дождались. Поэтому докапываться, что именно не так с нашими пляжами, пришлось, анализируя ответы других ведомств и городское законодательство.

Важно понимать, что Роспотребнадзор оценивает на предмет пригодности только пляжи, содержание которых обеспечивается администрациями районов Петербурга. В перечень правительства СПб входит 24 пляжа на 11 водных объектах (пляж на озере Чухонка в Колпино в последний отчет надзорного ведомства почему-то не включен). Попасть в этот более чем короткий для пятимиллионного города список сложно хотя бы потому, что необходимо соответствовать трехстраничному перечню требований из «Правил охраны жизни людей на водных объектах СПб» (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2008 № 657). В нем, помимо понятных и нужных пунктов вроде отсутствия битого стекла на дне, наличия оранжевых буйков и ограждения от автомашин, содержатся и более экзотические объекты инфраструктуры, как-то: «стенд с опубликованным на нем текстом настоящих Правил, материалами по профилактике несчастных случаев с людьми на воде и данными о температуре воды и воздуха». Через каждые 50 метров на правильных пляжах должны стоять стойки со спасательными кругами с надписью «Бросай утопающему». Кроме того, на пляжах из официального перечня должны находиться «мачты голубого цвета высотой 8–10 м для подъема сигналов: желтый флаг размером 70 на 100 см, обозначающий «купание разрешено», и черный шар диаметром 1 м, обозначающий «купание запрещено». Наконец, «пляжи должны быть радиофицированы, иметь телефонную связь и помещения для оказания пострадавшим первой медицинской помощи».


Несложно догадаться, что администрации районов Петербурга меньше всего заинтересованы в увеличении числа официальных пляжей. Мало того, что их надо убирать от мусора, так еще и сигнальные мачты высотой десять метров ставить.


А так как располагаются официальные пляжи не на лесных озерах, а, как правило, в зоне довольно плотной застройки, то вероятность загрязнения воды там очень велика. 12 из 24 пляжей находятся и вовсе на Финском заливе, куда прямиком попадают не слишком чистые воды Невы. Мы попытались выяснить конкретные загрязняющие факторы для каждого пляжного участка, но Комитет по природопользованию и охране окружающей среды (КПООС) смог перечислить только общие по городу. Это сброс неочищенных (или недостаточно очищенных) сточных вод, устаревшие очистные сооружения предприятий, отсутствие канализации в частном секторе, загрязнение вод нефтепродуктами с судов, попадание в воду и на берега бытового мусора и т. д. На вопрос, по какой причине исключили из списка последнее купальное озеро – Безымянное, зампред КПООС Иван Серебрицкий ответил лишь, что к нему применимы все перечисленные факторы.

Безымянное не является обособленным водным объектом, но входит в систему озеро Долгое – озеро Дудергофское – река Дудергофка – озеро Безымянное. При этом формулировку «очевидное ухудшение» по отношению к Безымянному озеру Серебрицкий счел некорректной. «В настоящее время по заказу комитета проводится полное экологическое обследование системы озер, – сообщил он. – Будут определены мероприятия, которые необходимо выполнить в целях улучшения гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния озер».

На Финском заливе // Фото: «Новая газета в Петербурге»

Добавим, что несколько лет назад в перечне разрешенных для купания мест, помимо Безымянного, значилось также Щучье озеро под Зеленогорском. Однако теперь его нет даже в утвержденном списке пляжных территорий. Скорее всего, его вычеркнули из-за отсутствия пляжной инфраструктуры, а также из-за неудобства регулярного вывоза мусора. Хотя по чистоте воды оно, несомненно, намного опережает Финский залив.

По информации Росгидромета, который мониторит состояние рек Петербурга, за десять лет (с 2007 по 2017 год) на 17 из 22 заборных участков отмечено улучшение качества воды. Причина очевидна: ликвидация многих промышленных предприятий города. Из сточных канав, которыми были наши реки в 80-е годы, многие реки улучшились до «умеренно грязных». То есть тенденция хорошая, но до идеала еще очень далеко.

Есть ли шанс, что когда-нибудь купальщикам официально вернут не только Безымянное, но и 24 официальных пляжа города (а может, и расширят их список)? В КПООС сообщили, что работа в этом направлении ведется. Во-первых, идет процесс оформления земельных участков под пляжами, что позволит администрациям районов эффективнее за ними ухаживать. К 2022 году планируется полностью прекратить сброс неочищенной канализации в водные объекты с территории Петербурга. Частный сектор в пределах города обещают полностью оснастить канализацией. Кроме того, с прошлого года запрещено сбрасывать хозяйственно-бытовые и производственные стоки на территории общего пользования. Число очистных сооружений, по информации комитета, в городе тоже увеличилось – с 92 комплексов в 2012 году до 146 в 2017-м. Есть адресные программы по уборке наиболее востребованных в рекреационном отношении водных объектов. В этом году КПООС планирует провести уборку на 315 таких объектах в 18 районах города. Ведется борьба с аварийными нефтеразливами: в прошлом году подведомственная комитету служба ПИЛАРН собрала 37,8 тонны нефтеводяной смеси.

При столь позитивных цифрах снижение количества купальных мест до нуля выглядит странно. Остается только надеяться, что со следующего года динамика поползет вверх.