На костях опять пляшут
Землю из траншей, где могли находиться захоронения солдат и блокадников, умерших в войну, вывезли на свалку.
К началу июня надежда мирно разрешить конфликт вокруг Фарфоровского кладбища угасла. Жители дома 42 по ул. Бабушкина, что напротив строящегося многофункционального комплекса компании «Ликострой», сообщили о земляных работах и вывозе грунта. 1 июня группа градозащитников собралась у ворот стройки с инструментами для «прорыва». По просьбе жителей приехали археолог Петр Сорокин и участники поискового отряда «Ингрия». К месту сбора прибыла и полиция. Но было уже поздно. Грунт из траншей, где могли находиться захоронения времен войны, вывезли в ночь с 22 на 23 мая.
В ту ночь строители работали ударными темпами, не давая жителям спать. Звонки в полицию с жалобами игнорировались. «Ликострою» явно надо было срочно закончить очередной этап работы. Письменные обещания прокуратуры и КГА, что работы будут проводиться под контролем профильных госслужб и общественности, остались на бумаге. Поисковый отряд при Комитете по молодежной политике Смольного предложил проверить, есть ли на участке захоронения, но сделал это почему-то спустя пять дней после вывоза грунта. Примечательно, что 23 апреля зампредом этого комитета стал Низами Мамишев – племянник владельца «Ликостроя» Вагифа Мамишева. В Смольном жителям сообщили, что обследование якобы уже проведено силами администрации Невского района и никаких останков не обнаружено.
«Интересно, насколько старательно искали останки экскаваторщики, работавшие по ночам», – саркастически замечает активист «Живого города» Наталья Сивохина. Путь грузовиков удалось проследить до свалки в деревне Порошкино, куда свозят строительные грунты. Но найти там что-либо, увы, невозможно.
О том, что на месте траншей могли быть человеческие останки, говорят несколько фактов. Во-первых, в 2013 году Куйбышевский суд, а затем и городской признал, что до войны на месте Ломоносовского, Виноградовского скверов и пространства вокруг кинотеатра «Спутник» (у метро «Ломоносовская») находилось старое Фарфоровское кладбище. С XVIII века там хоронили рабочих Императорского фарфорового завода и местных жителей. В 2014 году во время попытки застроить кусок кладбища было найдено надгробие 1897 года некоего Михаила Фофанова. Сейчас оно установлено жителями в сквере им. Виноградова и окружено клумбой. В 1990-е годы, во время строительства трамвайного виадука, сотрудники завода видели черепа рядом с вырытым котлованом. В большинстве своем после закрытия кладбища останки не перезахоранивались.
Исторические захоронения на Фарфоровском кладбище: титулярный советник и художник А. И. Воронихин, художник Ф. И. Красовский, князья Лобановы-Ростовские, артиллерийский генерал-майор Д. П. Резвый, генерал-майор Н. А. Саблуков, хирург В. В. Цимбалин… Есть данные о захоронениях умерших во время эпидемий тифа и холеры с 1831 по 1909 год. Нынешний участок «Ликостроя» заполнялся могилами именно во второй половине ХIХ века. Есть все основания считать, что создатель русского фарфора Дмитрий Виноградов погребен именно здесь. Несколько жителей имеют документальные свидетельства о том, что на Фарфоровском погребены их родственники. Краеведу Виталию Новицкому удалось найти в архиве 40 имен бойцов Красной армии, умерших в 1942–43 гг. в госпиталях Ленинграда, которые похоронены здесь. В блокаду на Фарфоровском в траншеях хоронили ленинградцев – около 2000 человек.
В советские времена с памятью о покойниках не церемонились. После войны кладбище превратили в сквер. В 1959– 60 гг. был построен кинотеатр «Спутник», спустя несколько лет – павильон метро «Ломоносовская». Грунт из-под фундамента «Спутника» вывезли на кладбище Памяти жертв 9 января, оказав хотя бы минимальное уважение к останкам. Соблюдали и санитарные нормы: землю пересыпали хлорной известью. Нынче на свалке в Порошкино не делают даже этого, а просто трамбуют слой за слоем – скорее всего, под новую стройплощадку. Понятно, что строительство кинотеатра на кладбище этичным не назовешь, но тогда не было закона, который бы это запрещал.
А в 1996 году таковой появился – 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», который запретил устраивать на территории бывших кладбищ что-либо, кроме зеленых насаждений. И вплоть до 2008 года эта норма выполнялась. Но потом свободная земля в городе закончилась. Первый торговый центр на Фарфоровском (участок вокруг метро) попыталась построить компания ООО «Макромир». Тогда с помощью закона и небывалой активности граждан участок отбили. Он был окончательно оформлен как зона зеленых насаждений, в 2012 году благоустроен и получил название сквера им. Ломоносова.
Документ о захоронении солдата «при Володарском морге» – на территории Фарфоровского кладбища
Однако оставалась еще часть кладбища по другую сторону улицы. И тут появился «Ликострой». В 2006 году бизнесмен Вагиф Мамишев (он также является советником губернатора СПб по национальным вопросам) приобрел под застройку примерно половину восточной части Фарфоровского кладбища вместе с бывшим кинотеатром. В 2013 году «Ликострой» обнес участок забором и вырубил деревья. Жители опять принялись протестовать, и город пошел на сделку с инвестором: один из участков около «Спутника» обменяли на два (0,54 га на 1,45 га) – на улице Яхтенной. Около «Ломоносовской» Мамишев планировал построить торгово-деловой центр, но участки на Яхтенной быстро переоформили под многоэтажное жилое строительство.
Депутат ЗакСа СПб Ирина Иванова обращалась к губернатору, требуя разобраться, почему город заключил заведомо невыгодную для себя сделку. Но развития дело не получило. Добавим, что обмен с «Ликостроем» не был первым: до этого еще один надел около «Спутника» Смольный поменял на участок на Васильевском острове. Все это позволяло сделать вывод, что «Ликострой» специально провоцирует конфликт, чтобы город пошел на очередной обмен. В связи с этим сохранялась надежда, что свой последний участок на кладбище (сам «Спутник» плюс прилегающие к нему 0,3 га) «Ликострой» тоже планирует не застраивать, а выгодно обменять.
Акция против застройки Фарфоровского кладбища
Но на оставшемся участке «Ликострой» решил строить. Причем выждал три года перед тем, как запросить на это разрешение. Скорее всего, специально, чтобы активисты не оспорили разрешение в суде. «В 2013 году суд определил участки, где могут находиться захоронения, и фактически легализовал строительство на участке, – объясняет Наталья Сивохина. – Мы в тот момент не оценили подводных камней этого решения. «Ликострой» своих строительных планов с 2013 года не активизировал, и все немного успокоились. Однако, как видно, он просто ждал истечения сроков давности, после чего мы бы уже не смогли ничего оспорить».
Кинотеатр «Спутник» был снесен, на его месте вырыли огромный котлован.
Положим, под «Спутником» захоронений быть не может. Но траншея вырыта и там, где, согласно решению суда, глубоких выемок грунта никогда не проводилось. Значит, именно там могли находиться человеческие останки. Никаких сведений о перезахоронении красноармейцев и блокадников, погребенных на Фарфоровском, нет.
Даже если абстрагироваться от захоронений, имеется экспертное заключение проекта санитарно-защитной зоны МФК «Ликостроя», выданное в 2016 г. Роспотребнадзором. Там сказано, что необходимая по закону защитная зона для подобных объектов (V класс опасности) должна составлять 50 метров. Между тем в нее попадает существующая жилая застройка и Виноградовский сквер. Однако это не помешало «Ликострою» получить разрешение на строительство.
Единственный шанс остановить стройку на костях – включить территорию кладбища в Список объектов культурного наследия. С таким заявлением жители обратились в КГИОП в конце апреля. Срок принятия решения ведомством – 90 дней.