Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»
Блокадники решили не обижать немцев «картинками холокоста»
Фото: выставка в Интерьерном театре // spb-ith.ru

Блокадники решили не обижать немцев «картинками холокоста»

27 июля 2018 09:04 / Общество

К приезду генконсула ФРГ в Петербурге демонтировали выставку памяти Януша Корчака – детского доктора и писателя, погибшего в Треблинке.

Более странной выходки обиженные в лучших чувствах граждане еще, пожалуй, не предпринимали. Петербургский Интерьерный театр решил отметить 140-летие великого поляка Януша Корчака. Начали 21 июля, в день юбилея, с просмотра фильма Анджея Вайды «Корчак», потом были песенный цикл Александра Галича, посвященный Корчаку, и дискуссии. В фойе дома на Невском, где театр занимает 4-й этаж, организовали выставку фотографий.

– Две стены были завешаны картонными декорациями к спектаклю «Страх и отчаяние в третьей империи» по Брехту, – рассказывает автор выставки художник театра Марк Борнштейн. – На картон мы прикрепили фотографии: памятники в Варшаве, гетто, сам Корчак, дети…

Главный художник Интерьерного театра Марк Борнштейн // Фото: «Новая в Петербурге» Главный художник Интерьерного театра Марк Борнштейн // Фото: «Новая в Петербурге»

До 25 июля к выставке никаких претензий не было. На улице, у входа в здание, артисты рассказывали прохожим, кто такой Януш Корчак. Многие потом заходили, рассматривали фотоснимки. Посетителям говорили про доктора, который открывал сиротские дома в Польше, спасал детей в гетто, написал много книг, а потом не согласился бежать без воспитанников и пошел с ними в газовую камеру Треблинки.

– В среду с утра я пришел на работу – все было в порядке, выставка была на месте, – рассказывает Марк Иосифович. – А днем, после прогона, артисты увидели, что выставки нет. Ее сняли… блокадники.

В этом же доме на Невском помещения на втором этаже арендует общественная организация «Жители блокадного Ленинграда».


В январе 2014-го, в разгар скандала, который спровоцировал телеканал «Дождь» опросом, надо ли было сдавать Ленинград немцам, именно эти «Жители блокадного Ленинграда» громче всех заявляли об оскорбленных чувствах и грозились подать в суд на кощунствующих журналистов.


На сей раз старушки оперативно демонтировали 60 фотоснимков, чтобы не оскорбить чувства немцев. (Заметим: перед этим фотографии полдня развешивали двое молодых и сильных мужчин.)

– Они мне так и сказали: мы ждем делегацию немцев, которых такая выставка может обидеть, – продолжает художник.

В четверг с утра в обществе блокадников готовились к встрече уважаемых гостей: внутрь заносили коробки с русскими пирогами и прочие угощения. Но когда ближе к полудню с просьбой вернуть снятые экспонаты туда приехал бывший директор Интерьерного театра, а сейчас член Правозащитного совета Григорий Михнов-Вайтенко, дверь ему не открыли. Следом прибыл депутат петербургского парламента Борис Вишневский – он звонил в дверь, громко называл себя, и наконец упоминание представителя власти подействовало: сухонькая старушка, высунув голову, повторила, что выставка могла обидеть гостей-немцев.

– Они не боятся обидеть немцев самим фактом своего существования? Ну просто напоминанием, что была, мол, блокада? Или этими вот рисунками? – распалился депутат, глядя на панно «Все для победы над врагом!», украшающее стену возле двери самих блокадников.

Корреспондента «Новой» секретарь общества Людмила Павловна Виноградова наотрез отказалась пускать на порог. Но после настойчивых вопросов внезапно выдала новую версию: фотоснимки сняла лично, «эти картинки» оскорбляли эстетические чувства ветеранов.

– Эти картинки – они очень некрасивые, – поморщилась блокадница. – И вообще, их не имели права вешать без нашего согласия!


Заметим, общественная организация арендует помещения в доме на Невском ровно на тех же правах, что и театр. Почему разрешения надо спрашивать именно у них – загадка.


А «картинки» действительно были «очень некрасивые», это правда. Мало красивого в голодных детях, снятых на улицах Варшавского гетто и за колючей проволокой концлагеря.

Михнов-Вайтенко вызвал полицию. Полицейскому пришлось энергично колотить в дверь, ему долго не открывали. Когда он все-таки пообщался с блокадниками и вышел, сообщил: старушки согласились похищенное вернуть. Но не сейчас. А часа в три. Лучше даже в четыре.

Позже станет понятно, почему они устроили такую волокиту: именно в три часа от блокадников вышла генеральный консул ФРГ Эльтье Адерхольд, чувства которой, видимо, побоялись задеть старики. Покончив с русско-немецкими пирогами, блокадники действительно вернули театру его «некрасивые картинки». Картонные декорации были смяты и свалены в кучу в кладовке. Одни фотоснимки удержались на картоне, другие валялись на полу, по ним успели пройтись ногами. Художник, артисты, депутат – все, кто пошел забирать «картинки», молча, в подавленном состоянии уносили их по коридору блокадного общества.

Экспонаты выставки пришлось освобождать с полицией // Фото: «Новая в Петербурге» Экспонаты выставки пришлось освобождать с полицией // Фото: «Новая в Петербурге»

– Вы ж нарочно устроили провокацию! – кричала им вслед Виноградова. – И сами всё помяли!

В коридоре была открыта дверь санузла, где еще две блокадницы мыли тарелки после приема. На людей с мятым разрисованным картоном и на военные фотографии они посматривали очень брезгливо.