Смольнинский суд встал на сторону Смольного
Судья Екатерина Осипова отказалась признать незаконной просьбу правительства провести митинг 16 сентября в Удельном парке.
На заседании Смольнинского районного суда в четверг член оргкомитета воскресного митинга (16 сентября) Андрей Пивоваров вступил в долгие дебаты с представителем Комитета по законности и правопорядку Людмилой Матвиенко. Оппозиционер просил суд признать незаконным письмо чиновников от 10 сентября с просьбой к организаторам митинга против пенсионной реформы перенести акцию с площади Ленина в Удельный парк.
Как известно, в ночь на 6 сентября под проезжей частью у площади совершенно неожиданно лопнула труба. ГУП «Водоканал» решил не ограничиваться ремонтом этой трубы – менять стали все подземные коммуникации, которые, как говорят, в прошлом году отметили столетний юбилей. Чиновники утверждают, будто в «Водоканале» им сказали, что ремонт продлится до 30 сентября. Между тем в пресс-службе ведомства «Новой» 12 сентября говорили, что планируют закончить к 16 сентября.
Так или иначе, Андрей Пивоваров использовал в защиту своего иска несколько тезисов. Во-первых, он упомянул ставшее притчей во языцех постановление пленума Верховного суда от 26 июня 2018 года. «Новая» рассказывала о двух его положениях, которые запрещают власти менять условия проведения митинга после его согласования, а также менять локацию через три дня после получения уведомления о его проведении. Кроме того, Пивоваров сообщил суду, что организаторы успели раздать агитматериалы, в которых местом акции указана площадь у Финляндского вокзала. Наконец, суду даже показали фотографии, из которых якобы следует, что работы ведутся только на проезжей части, а не на согласованной для митинга площадке.
– Вы предполагаете, что при таком объеме работ проведение мероприятия безопасно? – уточнила у Пивоварова Матвиенко.
– Я предполагаю, что самих работ там не ведется. Авария случилась 6 сентября, и с тех пор работ там не ведется. Все это направлено на то, чтобы сорвать мероприятия 9 и 16 сентября.
Пивоварову возражали, что на момент согласования митинга против пенсионной реформы комитет по законности не знал об аварии и предстоящих работах. Постановление Верховного суда Людмила Матвиенко опровергла ссылкой на ч. 1 ст. 8 Закона о митингах (№ 54-ФЗ), которая гласит: «Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников». Комитет посчитал, что такие угрозы на площади Ленина существуют. «Таким образом, доведение информации о невозможности проведения митинга в предложенном месте законно», – заявила Матвиенко. Она говорила срывающимся голосом – возможно, от волнения из-за присутствия журналистов и камер. Матвиенко запретила фотографировать себя: по ее словам, она боится, что ее изображение станет иллюстрацией в разных клеветнических материалах.
В какой-то момент представитель Смольного выдвинула тезис, которого Пивоваров явно не ожидал услышать: комитет не занимается согласованием митингов, а письмо с просьбой пройти в Удельный парк – лишь «предложение, направленное на осуществление конституционного права» (на свободу собраний. – Ред.). «Никаких препятствий это уведомление не создает», – сказала она.
– Я правильно понимаю, что помех (для митинга на площади Ленина. – Ред.) нет? – уточнил он.
Смольнинский районный суд Петербурга // Фото: openrussia.org
– Комитет не согласовывает мероприятия, – повторила Матвиенко. – На сегодняшний момент место является непригодным. Статья 8 часть 1 запрещает проводить митинги в непригодном месте.
– Почему комитет не указал равнозначное место для митинга? – продолжил Пивоваров.
– Место равнозначно. Закон не указывает, что [альтернативное] место должно быть в центре города.
– Так согласование остается в силе?
– Мы не можем говорить о том, остается ли оно в силе. Место для проведения публичного мероприятия непригодно.
В судебных прениях Андрей Пивоваров сообщил, что выступает не только от себя, но и от «огромного количества петербуржцев». Он напомнил, что кадры разгона предыдущего митинга облетели весь мир, и попросил не создавать условий для повторения ситуации.
Для вынесения постановления судье Екатерине Осиповой понадобилась пауза почти в полтора часа. Корреспондент «Новой» забрел в местную уборную и был впечатлен как ее размером – куда больше, чем закуток перед залом заседаний, где набились журналисты, так и меблировкой. Прямо напротив унитаза стояло дополнительное сидячее место – облезлая скамейка. Скорее всего, все очень банально: приставы на ней наблюдают за конвоируемыми, справляющими нужду, но зрелище в любом случае занимательное.
Туалет в Смольнинском районном суде // Фото: Сергей Сатановский
В конце концов Осипова отказалась признать письмо чиновников незаконным. Якобы истец неправильно истолковал постановление Верховного суда. Комитет по законности вовсе не менял место публичного мероприятия, а наоборот, оказывал «содействие организаторам в реализации права на свободу мирных собраний». Осипова даже посчитала, что такой подход согласуется со Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом о гражданских и политических правах.
Юрист «Открытой России» Анастасия Буракова сообщила «Новой», что решение Смольнинского суда будет оперативно обжаловано. Андрей Пивоваров заявил, что в случае, если власти так и не предложат альтернативной площадки в центре города, протестующие в воскресенье соберутся на площади Ленина.