У нас не только трубу прорвало
В Петербурге прошел третий за месяц крупный митинг. Противники пенсионной реформы оказались в заложниках у обманутых дольщиков.
Какая судьба постигнет ранее согласованный, а потом запрещенный митинг объединенной оппозиции против пенсионной реформы, никто не знал вплоть до начала акции в воскресенье, 16 сентября. Еще в четверг члены оргкомитета «Против пенсионного грабежа», в который вошли представители партий петербургского парламента, движение «Открытая Россия» и участники левых организаций, безуспешно пытались отстоять площадку на площади Ленина в суде и в Смольном.
«Новая» рассказывала, что суд отказался считать незаконным требование властей перенести политическую акцию в Удельный парк. Депутаты ЗакСа Борис Вишневский и Максим Резник проводили переговоры с вице-губернатором Александром Говоруновым, пытаясь не повторить насильственный сценарий прошлого воскресенья, когда штаб Алексея Навального вывел активистов на несогласованную акцию.
В конце концов пришлось договариваться с движением «Бездомный дольщик», у которого на 15–16 сентября оказалось согласовано целых пять площадок в разных частях города. 12 сентября лидер дольщиков в Петербурге Александр Головко пригласил изгнанных с площади Ленина оппозиционеров в Свердловский сад. Оргкомитет размышлял над предложением до самого воскресенья. Первые участники акции, прибывшие к Финляндскому вокзалу к 13:00, еще не знали, куда поведут их объединенные оппозиционеры.
Тем временем к 12:30 на площадке у Финляндского вокзала уже собралось приличное число людей. Метрополитен закрыл прямой выход к вокзалу «по техническим причинам», и всем новоприбывшим пришлось пользоваться выходом с Боткинской улицы. Полицейские вежливо спрашивали у них документы и даже соглашались на small talk. «Вы же сами нас поддерживаете», – раздалось в адрес женщины-полицейского, проверяющей документы у активистки с плакатом «Дело ваше – труба». «Я поддерживаю полностью», – неожиданно ответила страж порядка и даже утвердительно ответила на вопрос, действительно ли в системе МВД массово увольняют людей. «А в Росгвардию бессмысленно идти, – махнула она рукой, – это вообще ни о чем».
В час дня сотрудники полиции в мегафон призвали всех проследовать на согласованную площадку в Свердловский сад. Идти пришлось почти километр по узким тротуарам улицы Комсомола. На всем пути были расставлены сотрудники Росгвардии, следившие за тем, чтобы участники акции не выходили на проезжую часть. Действие чем-то напоминало парад военнопленных: протестующие шли, зажатые с одной стороны стеной тюрьмы, с другой – гвардейцами. Памятуя события прошлых выходных, оппозиционеры не скупились на выражения: «Где ваша совесть, пацаны?», «Позор!», «Иуды», «Фашисты», «За Золотова, Сечина и Ротенберга стоите!».
Уже с улицы Комсомола был слышен «гимн обманутого дольщика»: «Все мы здесь плечом к плечу, беда в цепи нас сковала / Вся Россия говорит, ох как нас уже немало!». Со сцены приходящих приветствовал организатор акции Александр Головко. Говорить перед толпой тысячи в три человек ему было впервой, и он не скрывал волнения.
Первым к митингующим со сцены обратился московский гость – бывший депутат Госдумы, а теперь лидер «Партии перемен» Дмитрий Гудков. Под эгидой его проекта «Объединенные демократы» в следующем году в муниципальных выборах будут участвовать около тысячи «демократических кандидатов». «Я вижу, что у вас не только трубу прорвало, – начал Гудков. – У вас и Смольный серой провонял! Не пора ли проветрить?!»
Гудков заявил, что этот митинг не только против пенсионной реформы, но и против власти. «С кем там разговаривать? С Золотовым, Петровым и Бошировым? У них с пенсиями все в порядке, – прокричал Гудков. – Тем, кто отправляет людей на войну, не погибать на ней. Те, кто уничтожает еду, сами воротятся даже от черной икры. Как Сечин со своими миллиардами поймет, что кому-то не хватает десяти тысяч рублей?»
«Эта власть надоела нам!» – резюмировал Гудков под одобрительный гул собравшихся.
Внезапно месседж развернулся на 180 градусов. «Тема митинга другая, – вмешался Александр Головко. – Не отставка Путина!» В ответ на эти слова послышались крики: «Кто слил протест?»
«Я … этого не знаю! – внезапно разразился матерной речью Головко. – Но вы просто пойдете на …, если будете ходить по газонам! Попробуйте сами согласовать митинг!»
Выступавший следом Борис Вишневский деликатно поблагодарил дольщиков за возможность согласованно митинговать. «Им [власти] хочется вырвать из наших карманов последнее, – заявил депутат. – Если мы сменим власть, нам не надо будет проводить такие митинги». Вишневского поддержал лидер «Открытой России» Андрей Пивоваров: «Когда очередной единоросс заговорит о благе народа, надо помнить, что любой единоросс – вор. Кто главный организатор реформы? Путин! А значит, Путин вор».
«Да – движению «Бездомный дольщик!» – пытался завести толпу Головко в перерывах между выступлениями спикеров. Собравшиеся на его призывы почти не реагировали.
Глава фракции «Партии роста» в ЗакСе Оксана Дмитриева сообщила, что пенсионная реформа вредна и не возымеет заявленного эффекта: «Никакого фискального эффекта не будет. Чтобы тушить пожар от отрицательных последствий пенсионной реформы, его придется заливать огромными деньгами». Требования большего числа собравшихся обозначила в своем выступлении лидер питерских «эсеров» Марина Шишкина: «Заморозить вопрос о повышении пенсионного возраста. Ввести индексацию пенсий работающих и неработающих пенсионеров. Вернуть в стаж декрет и учебу».
Участники акции требовали выхода на сцену Евгения Ройзмана – экс-мэр Екатеринбурга 16 сентября пришел на митинг, но на сцену в Свердловском саду так и не поднялся. Реагируя на призывы толпы, Александр Головко оставался непреклонен: «Мы что вам тут, аниматоры в Турции? Это митинг обманутых дольщиков! При чем тут Ройзман?!»
Акция, согласованная до 20:00, прерывалась серьезным инцидентом лишь однажды, когда страж порядка пытался задержать девушку с плакатом, забравшуюся на урну. Заскучавшие оппозиционеры бросились наперерез «космонавтам», в результате чего активистку удалось буквально отбить. Между тем ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти сообщило, что «мероприятие прошло без грубых нарушений общественного порядка». По традиции полиция насчитала на протестной акции 500 человек, меньше, чем их было в действительности.
Позже стало известно, что несколько заявленных спикеров, наблюдая происходящее на сцене, выступать на митинге отказались. «Тех, кого власть боится, она сажает и очень жестко разгоняет. Тех, кто нужен для лигитимности, держат в личном футляре», – заявили в петербургском штабе Навального.