Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

«Нам не нужны обещания, нам нужна зарплата»

22 февраля 2019 13:43 / Общество

Метростроевцы вышли с протестом к администрации Петербурга из-за миллиардных долгов работодателя.

21 февраля строители петербургского метро собрались у здания городской администрации. Люди требовали встречи с врио губернатора Петербурга Александром Бегловым, чтобы спросить: когда наконец Метрострой погасит перед рабочими миллионные долги по зарплате и возобновит нормальную работу?

Утром — забастовка, вечером — зарплата

За последние десять дней это второй поход метростроителей к Смольному. В прошлый раз они собирались здесь же 12 февраля. Тогда к недовольным спустился помощник вице-губернатора Эдуарда Батанова и, не представившись, пообещал, что зарплату за декабрь и январь рабочие получат «в ближайшие дни».

«Но дни идут и идут, на следующей неделе начнется март, а денег как не было, так и нет, — рассказывает сотрудник СМУ-13 ОАО «Метрострой» Сергей Захаров. — Одни слова: «потерпите, подождите, все будет хорошо, завтра деньги будут железно». А назавтра ничего нового, кроме нового «завтра». Но этими завтраками детей не накормишь. Нам не нужны обещания, нам нужна зарплата. У некоторых коллег сегодня нет денег даже на дорогу до работы».

Строительство станции метро «Проспект Славы» (2017) / Фото: russos.livejournal.com Строительство станции метро «Проспект Славы» (2017) / Фото: russos.livejournal.com

«Мы все уже несколько месяцев живем взаймы, — подхватывают метростроевцы. — Кто-то просит в долг у друзей и родственников, кто-то берет кредиты, кто-то ищет подработки. Доходит до абсурда: люди вынуждены брать кредит, чтобы заплатить ипотеку, тем самым загоняя себя в двойную кабалу!»

Забастовки и голодовки (25 октября около 60 человек бастовали у офиса Метростроя на Загородном проспекте, дважды — 26 декабря и 8 февраля — на строящейся станции метро «Театральная» более 30 рабочих отказывались выходить из шахты и принимать пищу), сборы у Смольного (27 декабря, 12 и 21 февраля), письма Путину (из Администрации президента их регулярно пересылают петербургским чиновникам) — никак иначе начиная с минувшей осени строители петербургской подземки не могут добиться заработанных денег.

«У нас других рычагов не осталось, — объясняет сотрудник СМУ-15 ОАО «Метрострой» Андрей Карачин. — Мы настаиваем на встрече с Бегловым или хотя бы с вице-губернатором Эдуардом Батановым. Если они дадут команду, то мгновенно все решится. Знаем по опыту.


В конце декабря, после голодовки метростроевцев на «Театральной», в ситуацию вмешался лично вице-губернатор Николай Бондаренко, и 30-31 декабря на наши карточки упала зарплата за октябрь и ноябрь».


Однако 21 февраля никто из Смольного не вышел. Лишь пару часов спустя к ним приехал генеральный директор ОАО «Метрострой» Николай Александров. Он пообещал выплатить деньги за декабрь и январь до конца февраля. Но попросил: «Если у вас впредь возникнут вопросы, не надо идти к Смольному, лучше сразу приходите ко мне на прием».

После встречи с Александровым рабочие разошлись с ощущением недоверия, уже ставшим для них привычным за последние полгода.

«То, что людям не платят зарплату, полбеды, — говорит сотрудник СМУ-11 ОАО «Метрострой» Сергей Иванищенков. — Нередки случаи простоя из-за того, что нет материалов. Порой приходится выбирать из отходов, к примеру, те же доски. Приходишь к начальнику и просишь то, что нужно для работы. Он в ответ: «Я пытаюсь выбить». Это напоминает военные сводки информбюро: «после долгих и ожесточенных боев были выбиты материалы для дальнейшей работы». Как можно что-то построить, если ничего нет? Все материалы израсходованы. Резервы исчерпаны. Многие сотрудники Метростроя переведены на 2/3 тарифа, другие в отпуске за свой счет, третьих сократили. Никакое метро не построить, пока не будет мира между городом и Метростроем».

Рабочие «Метростроя» в парке у Смольного / Фото: Елена Лукьянова Рабочие «Метростроя» в парке у Смольного / Фото: Елена Лукьянова

Пошли на мировую

Серьезные финансовые трудности Метрострой стал испытывать с того момента, как город выступил заказчиком строительства новых станций на четырех линиях петербургской подземки. На эти цели до 2022 года из бюджета планируется выделить 120 млрд рублей.

Однако, все контракты с Метростроем чиновники изначально заключали по существенно заниженной стоимости, затем постоянно задерживали финансирование, а после — приемку уже выполненных работ. Все это, по словам руководителя компании-подрядчика, и привело к предсказуемым последствиям. Сейчас на всех объектах сроки строительства затягиваются, даты сдачи переносятся, задолженность растет.


Метрострой задолжал не только рабочим, но и налоговой инспекции, банкам, подрядчикам и т. д. Общая сумма долга компании — около 23 млрд рублей.


На рассмотрении в Арбитражном суде Петербурга сейчас находится несколько дел по искам к Метрострою.

Один из них — иск от налоговой инспекции на 800 млн рублей — мог стать для компании критическим. В декабре, когда была взыскана эта сумма, Метрострою грозило банкротство. Счета компании были арестованы, а Смольный разорвал с подрядчиком все контракты.

Только к 19 февраля компании удалось заключить и утвердить мировое соглашение с налоговиками. Это было главным условием Смольного для отказа от расторжения договоров с Метростроем на продолжение строительства новых станций метро. Как сообщили «Новой» в пресс-службе петербургского УФНС, компания получила рассрочку по выплате долгов по налогам на 36 месяцев. Средства будут переводиться согласно графику платежей. В качестве гарантии ответчиком представлена в залог недвижимость.

Из сообщества ОАО «Метрострой» в социальной сети «ВКонтакте» Из сообщества ОАО «Метрострой» в социальной сети «ВКонтакте»

Борьба с монополией

Месячный оборот Метростроя по зарплате — около 400 млн рублей. Рабочие не исключают, что в феврале-марте с ними рассчитаются за декабрь и январь. Но что ждет их дальше, загадывать не берутся.

Основным заказчиком Метростроя был и остается город, а его позиция в отношении компании сегодня далеко не однозначна. В трудную минуту местные власти не поддержали компанию, где трудится около шести тысяч человек.

Метростроевцы уверены, что стали заложниками передела рынка.

Сейчас 25% акций ОАО «Метрострой» принадлежит Петербургскому метрополитену, 21% — администрации Петербурга, 24,23% — гендиректору компании Николаю Александрову, 13,62% — его отцу, бывшему главе Метростроя Вадиму Александрову. Остальные доли делят почти две тысячи миноритарных акционеров.

Однако еще с осени Смольный декларирует планы нарастить собственный процент владения компанией с 46% (включая акции Петербургского метрополитена) до 51%, а также разрушить монополию в сфере строительства петербургского метро. Среди возможных конкурентов Метростроя чиновники рассматривают структуры бизнесменов Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга (он еще в 2014 году предлагал Александровым купить их долю в Метрострое, но те отказались), а также иностранные компании.

Формальную причину для повторного расторжения контрактов с Метростроем долго искать не придется — срыв сроков строительства. Очередные новые станции — «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» — компания по договору обязана сдать не позднее 1 июля. Но сами строители сегодня называют такие прогнозы чересчур оптимистичными.