Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»
Виновато табло
Фото: Сергей Серезлеев и социальная реклама

Виновато табло

21 марта 2019 21:28 / Общество

Главу Комитета по печати попросили из Смольного.

Сергей Серезлеев неоднократно становился героем публикаций «Новой». Его имя связано с монополизацией рынка наружной рекламы города, расцветом государственных СМИ, а теперь и недополученными бюджетом миллиардами рублей. Серезлеев уходит в отставку на фоне удручающих результатов проверки его ведомства контрольно-счетной палатой.

Утраченные миллиарды

В среду на сайте администрации города появилось короткое сообщение с заголовком «О кадрах»: глава Комитета по печати Смольного отправлен в отставку, а материалы проверки его ведомства контрольно-счетной палатой (КСП) направлены в правоохранительные органы. Аудиторы пришли в КСП в июле прошлого года, но результаты работы опубликовали только в конце января.

«В ходе контрольного мероприятия выявлено в общем количестве не менее 542 нарушений и замечаний, суммовое выражение которых составило не менее 4,1 млрд рублей», — говорится в отчете КСП. Самое крупное по сумме нарушение произошло в 2017 году. Комитет по печати перестал учитывать инфляцию при заключении десятилетних контрактов с организациями, которые хотят размещать рекламу на зданиях, принадлежащих городу. По подсчетам аудиторов, бюджет Петербурга из-за этого потерял 3,2 млрд рублей.

Месяц назад в беседе с «Фонтанкой» Сергей Серезлеев отверг эти претензии. По его словам, инфляционные риски изначально были заложены в конкурсную документацию, но этот пункт исключила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Так или иначе, Серезлеев сообщил, что у компечати есть план по устранению недостатков. Теперь очевидно, что воплощать его будет новый глава ведомства.

В четверг на этот пост заступил советник Беглова Владимир Рябовол. Прежде чем стать советником, Рябовол возглавлял питерский филиал рекламной компании Russ Outdoor. В июне прошлого года депутат Законодательного собрания Максим Резник (фракция «Партия роста») обращался в прокуратуру и ФАС, отмечая монопольное положение этой компании. «Комитет по печати получил возможность на свое усмотрение распределять объемы социальной рекламы между операторами, — сообщал парламентарий. — Результатом режима договоренностей стала диспропорция объемов размещаемой социальной рекламы между операторами, характеризующаяся фактической монополизацией данной сферы компаниями «Постер» и Russ Outdoor».

Покровитель рекламных табло

Сам Сергей Серезлеев тоже стал начальником комитета после того, как деятельностью его предшественника Александра Лобкова заинтересовались правоохранительные органы. Весной 2014 года прокуратура Петербурга установила, что комитет незаконно выдал компании «Северная столица» разрешение установить три дисплея на фасадах исторических зданий. Прокуроры тогда потребовали от вице-губернатора Василия Кичеджи срочно снести табло и наказать виновных. Смольный ослушался силовиков: в ответе Комитет по печати указал, что выводы о незаконности конструкций сделаны «необоснованно». Всего через пару месяцев Лобков оставил свой пост «по семейным обстоятельствам», а на его место (сначала в качестве и. о., а потом и полноценного председателя) пришел Серезлеев.


Рекламные компании и государственные провластные СМИ восприняли тогдашнее назначение с радостным ажиотажем. Многие из них и сегодня благодарны Серезлееву, чего нельзя сказать о градозащитниках и обычных горожанах. Мало того, что новый председатель комитета не стал бороться с плохим наследством своего предшественника, Серезлеев приумножил негативный опыт.


В 2017 году чиновник решил расширять информированность граждан «о проведении праздничных мероприятий». Чем-то похожим озаботилась в 2003 году и администрация Валентины Матвиенко. Для города ее озабоченность тогда обернулась появлением на Невском и Лиговском проспектах огромных уродливых экранов, которые преимущественно крутили рекламу. Сергей Серезлеев решил под тем же соусом продавить ту же инициативу, тем более что к 2017 году срок договоров на размещение матвиенковских щитов уже истек. Его ведомство подготовило постановление «О внесении изменения в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 № 40». Фактически тем самым он разрешил установку дисплеев на брандмауэрах, напирая на особую социальную значимость медиафасадов и необходимость «найти баланс между городом и бизнесом». Кстати, за год до этого комитет еще и увеличил максимально допустимую площадь медиафасада с 60 до 75 кв. м!

Реклама за счет «своих»

Одной из задач Серезлеева на посту председателя Комитета по печати было снизить бюджетные расходы на смольнинские СМИ за счет увеличения доходов от рекламы. Эту миссию он возложил на плечи главы правительственного медиахолдинга «Петроцентр» Людмилы Яковлевой. Лоббирование ее назначения приписывали рекламному агентству «Проспект», в акциях которого участвует один из монополистов рекламного рынка Петербурга Дмитрий Столов (его компаниям особенно часто везло на госконкурсах).

Задача, поставленная Серезлеевым, начала выполняться почти сразу с назначением Яковлевой. Причем выполнялась она за счет «Проспекта» Столова. Реклама «Проспекта» появлялась на самых дорогих местах издания «Петербургский дневник» на больших площадях. «Новая», например, рассказывала историю с размещением в этой газете объявления о продаже ночного клуба на Черняховского, 75, который был связан с выходцами из РА «Проспект». Судя по всему, эффективность рекламы не очень волновала тех, кто ее размещал: 27 номеров «Дневника» вышли с указанием неверного адреса помещения! Стоит ли говорить, что расходы правительства на медиа с приходом в них такой рекламы не уменьшились, а с приходом новой администрации только возросли.

Сергей Серезлеев не ответил на звонки и СМС корреспондента «Новой». Притом что материалы проверки КСП сейчас у силовиков, для него это единственно правильная тактика.