Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Дорогие проводы

28 марта 2019 18:57 / Общество

Американский концерн Ford полностью отказался от выпуска легковых автомобилей в России.

Автогигант закрывает автозаводы в Набережных Челнах и во Всеволожске, а также завод двигателей ОЭЗ «Алабуга» в Елабуге. Около 1000 рабочих всеволожского предприятия, которые через три месяца останутся без работы, требуют крупных компенсаций. В противном случае они грозятся в апреле выйти на акции протеста. Местные власти уверены, что ситуация под контролем, а все уволенные сотрудники будут легко и быстро трудоустроены.

Впервые о грядущих переменах исполнительный вице-президент Ford Motor Company, председатель совета директоров совместного предприятия (СП) Ford Sollers Стивен Армстронг предупредил в январе 2019 года, сославшись на многолетнюю многомиллионную убыточность европейских филиалов. На тот момент еще не было окончательного решения о ликвидации российских автозаводов. Однако поочередное закрытие предприятий Ford в Бельгии, Румынии, Германии оставляло мало надежд на сохранение активов в России.

27 марта учредители СП — Ford Motor Company и ПАО «Соллерс» — официально объявили о его «реструктуризации» к июлю 2019 года. СМИ получили пресс-релиз, а для рабочих руководители компании провели собрание.

«Производство легковых автомобилей Ford в России будет полностью прекращено к концу июня 2019 года с последовательным закрытием двух автомобильных заводов Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завода двигателей в Елабуге, — пояснили акционеры СП в сообщении для прессы. — После реструктуризации Ford Motor Company передаст контроль в совместном предприятии своему российскому партнеру — ПАО «Соллерс», которое с июля 2019 года на базе елабужского завода займется выпуском легких коммерческих автомобилей Ford Transit (единственная модель, продажи которой в России за последние три года выросли более чем на 200% на фоне неуклонного снижения покупательского интереса ко всем остальным моделям Ford.Ред.)».

По словам учредителей, главная цель реструктуризации — возврат к прибыльности компании в краткосрочной перспективе и повышение эффективности инвестиций в условиях сложной ситуации на рынке.

Акционеры не скрывают, что экстренные меры повлекут массовые увольнения. Точные цифры пока не называются. Сейчас на трех заводах Ford работает 3700 человек. По неофициальным данным, только во Всеволожске под сокращение могут попасть порядка 900–950 сотрудников.


«Все сокращения будут проводиться по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций», — подчеркивают акционеры СП. Рабочие всеволожского «Форда» готовы уйти по доброй воле, но только при выполнении их требований, главное из которых — выплата компенсации в размере двух годовых окладов.


– Именно столько получили уволенные рабочие предприятий Ford в Бельгии и Румынии, — утверждает председатель первичной профсоюзной организации всеволожского завода Михаил Сергеев. — В Германии, где в марте закрылись два завода компании, всем рабочим обеспечили единовременную выплату в размере 30 тысяч евро плюс по одному месячному окладу за каждый год, который сотрудник проработал на производстве.

Российское трудовое законодательство таких затрат для работодателей не предусматривает. Обычно при сокращении сотрудник получает компенсации за не отгулянный отпуск и среднюю зарплату за месяц.

Как сообщили «Новой» в профсоюзной организации всеволожского завода, на собрании 27 марта руководители СП Ford Sollers оказались не готовы обсуждать размер выплат увольняемым рабочим, а также порядок сокращения персонала. К этим вопросам стороны решили вернуться при новой встрече 2 апреля.

28 марта в пресс-службе СП «Новой» уточнили, что всего на выплаты сотрудникам и поставщикам закрывающихся в России предприятий Ford американский концерн потратит около 200 млн долларов.

5 апреля сотрудники всеволожского завода намерены встретиться с главами профильных комитетов правительства Ленинградской области и губернатором региона Александром Дрозденко.

– До последнего момента мы все усилия направляли на то, чтобы сохранить предприятие, — говорит Михаил Сергеев. — Но раз уж его закрывают, мы рассчитываем на достойную компенсацию. Работники согласны расстаться с работодателем тихо-мирно, если каждому будет обеспечена финансовая подушка безопасности. С областными чиновниками у нас разговор еще короче: на протяжении двух месяцев всем сокращаемым обещают найти новую работу не хуже по условиям, чем на «Форде», и без потерь в окладе. Держите слово!

В Комитете по труду и занятости Ленинградской области подтвердили, что, как и раньше, не видят проблемы в трудоустройстве примерно 1000 человек.

– Никто из «Форда» не останется без работы, — не сомневается руководитель комитета Алексей Брицун. — Только во Всеволожске сегодня открыты три тысячи вакансий. Более половины из них — специальности, подходящие сотрудникам завода. Есть свободные рабочие места и в других районах Ленобласти. Кроме того, желающие могут пройти переобучение.

Вскоре региональные власти обещают открыть на территории всеволожского автозавода консультационные пункты трудовой инспекции, чтобы сотрудники, которые сочтут, что их права нарушаются, при необходимости могли пожаловаться. Рабочие тем временем ждут исхода переговоров с бизнесменами и чиновниками.

– От них зависят наши дальнейшие действия, — пояснили «Новой» члены профсоюзной организации всеволожского завода. — Если диалог не пойдет в конструктивном русле, мы готовы действовать решительно. В апреле запланировали протестные акции (митинги, пикеты) во Всеволожске и в Петербурге.