Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Четвероклассники

12 апреля 2019 11:40 / Общество

Ника, Ваня, Витя и Семен учатся в обычной петербургской школе. У каждого свой наставник, а вместо оценок — жетоны.

В класс заглядывает девочка: «Здравствуйте, можно?» Учительница просит зайти попозже и объясняет: «4-й класс рвется — хотят поиграть с нашими детьми». «Наши дети» — это четыре ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), которые учатся в обычной петербургской школе.

Класс для таких особых детей в школе № 269 Кировского района открылся в сентябре 2018 года. В нем учатся Ника, Ваня, Витя и Семен. Занятия ведет учитель-дефектолог Дарья Мякишева. С ребятами работают также психолог и логопед, и за каждым закреплен тьютор, который сопровождает ученика и занимается с ним индивидуально.

«Наш класс, открытый в обычной, а не в коррекционной школе, — второй в городе, — говорит директор Елена Федоренко. — На общем собрании, когда я сказала, что у нас будет такая группа, родители восприняли новость спокойно, никакого испуга. К великому счастью, все прошло гладко».

1280x1024_IMG_2182.jpg

Фото: Елена Лукьянова Фото: Елена Лукьянова

По документам дети зачислены в обычные классы, но занимаются в отдельном помещении. Оно разделено на зоны: с одной стороны сдвинуты несколько столов — там уроки с учительницей, в другом конце комнаты проходят индивидуальные занятия: у каждого ребенка своя парта и шкафчик. В смежной комнате на полу расставлены кресла-подушки, маленький батут, на потолке закреплены качели. Здесь ученики отдыхают, сюда на переменах к ним в гости приходят четвероклассники — их класс расположен по соседству.

Директор школы Елена Федоренко / Фото: Елена Лукьянова Директор школы Елена Федоренко / Фото: Елена Лукьянова

Семен занимается в классе. Рядом тьютор и учитель / Фото: Елена Лукьянова Семен занимается в классе. Рядом тьютор и учитель / Фото: Елена Лукьянова

Дети из ресурсного класса, которые совсем не говорят, пользуются карточками и жестами. Но общение с обычными школьниками им необходимо: они зеркалят все, что происходит вокруг, учатся коммуникации, запоминают, как правильно объяснять, чего они хотят, потому что и это для них очень трудно. Остальные школьники привыкают к тому, что все люди разные.

На перемене четвероклашки устремляются в комнату сенсорной разгрузки: кто-то качается на качелях, кто-то садится на кресло. Витя наблюдает за всеми и молчит.


Конечно, школьники сначала спрашивали, почему дети не разговаривают или почему Витя носит наушники. Потом стали общаться, а Витю теперь называют «музыкантом» (на самом деле мальчик носит наушники, чтобы они приглушали шум вокруг).


«Иногда к нам приходит столько ребят из других классов, что составляем расписание, — говорит Дарья Мякишева. — В школе я не встречала жестокости, да и все учителя заботливо относятся к нашим детям, чем подают пример. У нас проходят уроки доброты, совместные мероприятия».

Ника играет с девочками / Фото: Елена Лукьянова Ника играет с девочками / Фото: Елена Лукьянова

Фото: Елена Лукьянова Фото: Елена Лукьянова

«Покажи один, — просит тьютор Ваню. Перед мальчиком лежат две карточки с цифрами 1 и 2. Он тыкает пальцем в единицу. — Да, супер, ты правильно показываешь!» В награду Ваня получает яркий жетон. Детям не ставят оценок, работает система поощрений.

Каждый ребенок занимается в школе по индивидуальному плану и расписанию. Пока Ваня учит цифры, Ника переодевается на физкультуру. «Застегивай кофту, — мягко говорит ее тьютор Марина Алексеева. — Дай пять! Ты классно сделала, пойдем на физкультуру».

«Вдох-выдох, вдох-выдох», — командует учитель физкультуры. Свисток — побежали. Ника присоединяется к остальным, девочки из других классов берут ее за руки. Сёму тоже не оставляют одного. При этом старшим никто не подсказывает так делать, не требует и не напоминает. «Пошли на обгон!» — кричит команда Семёна. Мальчик бежит, но через некоторое время устает, и тьютор отводит его в класс. Ника еще бегает, но заметно, что и она устала: начинает отвлекаться. Она уходит, урок продолжается.

Фото: Елена Лукьянова Фото: Елена Лукьянова

Мама встречает Ваню после занятий / Фото: Елена Лукьянова Мама встречает Ваню после занятий / Фото: Елена Лукьянова

Чуть позже Ника садится за парту. Система такая: соберешь десять жетонов — приз. Нику это мотивирует: она отвечает на вопросы, выводит в прописях букву «ф». В какой-то момент отвлекается и начинает рисовать на шкафу. Тьютор отодвигает стол от шкафа.


«Я с детства мечтала кому-то помогать: или людям, или животным, — рассказывает Марина. — Пробовала работать менеджером, не понравилось, а здесь я полезна».


Это правда: мама Вани, Наталья Денисова, говорит, что до школы сын даже не держал ложку. «Сейчас он может поесть сам, — делится она. — Я вижу большой прогресс».

«Многих родителей интересуют подобные классы, звонят даже из других городов, — рассказывает директор Елена Федоренко. — Недавно звонили из Омска. Мама сказала, что если мы возьмем ребенка, то они за лето переедут в Петербург».