Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Навстречу бессмысленным требованиям

14 мая 2019 11:29 / Общество

Смольный заплатит 161 млн рублей за проведение масштабного соцопроса компании «Пятый элемент».

Компания не имеет никакого отношения к социологическим исследованиям, но отсутствие квалификации и опыта подрядчику вряд ли помешает: на самом деле никакого опроса ему проводить не придется. Петербургские власти уже провели его силами бюджетников, заодно собрав базу данных о сторонниках врио губернатора Александра Беглова, а закупку объявили постфактум.

«Пятый элемент» стал единственным, кто вызвался выполнить амбициозную задачу — поквартирно опросить за 18 дней миллион петербуржцев о том, довольны ли они качеством электронных госуслуг. 20 апреля подведомственный Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр (СПб ИАЦ) объявил аукцион, выставив начальную стоимость контракта 161 млн рублей. Итоги еще не подведены, но заявка «Пятого элемента» оказалась единственной, а значит, договор заключат именно с ним.

Требования, которые заказчик поставил перед потенциальными подрядчиками, социологи назвали не только физически невыполнимыми, но и бессмысленными. Для социологических исследований такая гигантская выборка — аномалия: обычно опрашивают не более полутора тысяч человек.

«Выполнить требования, перечисленные в техническом задании аукциона — опросить миллион человек за 18 дней, — физически невозможно, — говорит социолог, старший научный сотрудник института социологии РАН Мария Мацкевич. — Кроме того, непонятно, зачем такая большая выборка. Это даже не выборка — это значительная часть всего взрослого населения города».


В Петербурге, по данным избиркома, зарегистрировано около 3,8 млн совершеннолетних жителей. Если подрядчик будет следовать условиям техзадания, каждый день ему потребуется собирать по 55,5 тысяч анкет.


Даже если каждый интервьюер будет собирать по 20 анкет в день, компании, которая выиграет аукцион, нужно будет нанять 2800 интервьюеров. Найти и нанять всех этих сотрудников потенциальному подрядчику придется меньше чем за две недели, если следовать условиям контракта.

Сложно себе представить, какая компания могла бы справиться с такой работой: чтобы уложиться в сроки, подрядчик должен меньше чем за две недели нанять несколько тысяч интервьюеров.

Однако «Пятый элемент» — отнюдь не опытный исследовательский центр, как можно было бы предположить. Это микропредприятие, в штате которого 18 сотрудников. «Пятый элемент» — IT-компания, и она часто получает подряды от органов власти и госпредприятий Петербурга. Начиная с 2012 года она заключила 97 госконтрактов на 964,7 млн руб. Из них треть — контракты с Комитетом по информатизации (в общей сложности на 337 млн руб.), как раз этому комитету подчиняется заказчик социологического опроса СПб ИАЦ.

По заказу Комитета по информатизации «Пятый элемент» налаживал сети конференц-связи в Невской ратуше, где расположены комитеты городской администрации, обеспечивал безопасность электронной оплаты проезда в общественном транспорте, предоставлял доступ к системе мониторинга соцсетей, поставлял компьютерную технику. В общем, занимался профильными для IT-компании вещами. Опыта проведения социологических опросов у «Пятого элемента», судя по сайту компании и перечню госконтрактов, нет никакого.

«Новая» отправила компании запрос о том, почему она решила заняться непрофильной деятельностью и как намерена выполнять строгие условия заказчика, но ответа не получила.

Впрочем, самое интересное состоит в том, будет ли «Пятый элемент» проводить этот социологический опрос в принципе. Дело в том, что и по формулировкам вопросов, и по размеру выборки, и по другим критериям то, что СПб ИАЦ хочет получить от своего подрядчика в мае, в Петербурге уже провели месяцем раньше, когда к безобидным вопросам о качестве государственных услуг, электронных документах, системе распознавания лиц и так далее интервьюеры добавили вопросы о том, собираются ли петербуржцы голосовать на выборах губернатора в сентябре и как оценивают работу городского правительства.

Фото: Замир Усманов / ТАСС Фото: Замир Усманов / ТАСС

Сбор анкет координировали в предвыборном штабе Александра Беглова, исполнителями были районные администрации и бюджетные учреждения, сообщил «Новой» собеседник, знакомый с ходом избирательной кампании, и источник в руководстве одного из районов. Поскольку анкеты не были анонимными — в каждой указывали точный адрес опрошенного вплоть до квартиры, а также номер участковой избирательной комиссии, — в предвыборном штабе врио губернатора оказалась база его сторонников, которую в день голосования можно использовать для мобилизации лояльных избирателей.

В Смольном не отрицают, что опрос в апреле действительно прошел. Еще бы: его анонсировали подконтрольные городской администрации СМИ, а через группы районов и муниципалитетов «ВКонтакте» даже транслировали специально снятые по этому поводу видеоролики. Однако сказать, зачем Информационно-аналитическому центру понадобилось объявлять аукцион на проведение точь-в-точь такого же опроса, пресс-служба Комитета по информатизации и связи ответить не смогла.

Нет в Смольном и единой версии о том, кто же именно и на каких основаниях провел опрос в апреле. В пресс-службе комитета сообщили, что опрос проводил некий «Центр общественного мнения» (такой организации в Петербурге нет). Между тем, по данным «Новой», сборщикам анкет выдали инструкцию, в которой организатором опроса велели называть компанию «Систем-групп». О том, что опрос «при поддержке городского правительства» проводит именно эта компания, говорится в группах муниципалитетов «Гражданка» и «Канонерский остров» «ВКонтакте».

Но «Систем групп» — это тоже не исследовательский центр: это еще одна IT-компания, снова подрядчик Комитета по информатизации и связи. В некоторых конкурсах «Систем групп» и «Пятый элемент» даже конкурировали друг с другом. За прошлый год и начало нынешнего «Систем-групп» заключила с комитетом три контракта на 2,7 млн рублей. Однако среди этих контрактов нет ни одного, который подразумевал бы проведение социологического опроса. «Систем-групп», впрочем, как и «Пятый элемент», не занимается соцопросами вовсе. По указанному на сайте «Систем групп» телефону с корреспондентом «Новой» говорить о соцопросе отказались. В Комитете по информатизации также не ответили, имеет ли отношение к апрельскому опросу компания «Систем групп» и в чем выражается «поддержка городского правительства».


Версия о том, что не обладающий должной квалификацией «Пятый элемент» примется в мае опрашивать миллион петербуржцев о том же самом, о чем их уже опросили в апреле, звучит абсурдно: ведь удовлетворенность качеством госуслуг — это не тот индикатор, который нужно измерять каждый месяц.


Остается предположить, что в качестве выполненной по контракту работы подрядчик предоставит Информационно-аналитическому центру уже собранные заранее с помощью административной вертикали анкеты. Это будет нарушением условий аукциона: согласно техническому заданию, подрядчик должен уже после заключения договора согласовать с заказчиком формулировки вопросов и инструкции для интервьюеров, а значит, собранные задним числом анкеты не подойдут. Впрочем, пункты технического задания противоречат друг другу: например, в нем есть пункт, который разрешает использовать результаты исследований, проведенных во II квартале 2019 года, стало быть, апрельские исследования подходят. В Комитете по информатизации не смогли ответить на вопрос о том, как трактовать эти нестыковки.

К тому же апрельский опрос провели вовсе не поквартирно, а как придется. В школе № 346 в Невском районе анкеты детям раздавали учителя. «Просили, чтобы родители заполнили, — рассказала мама одного из учеников. — Уточнив, что к заполнению анкеты обязательны». «У нас на работе все заполняли», — написала в комментариях к посту об анкетах сотрудница бюджетного учреждения — Дворца детского и юношеского творчества Выборгского района. Такая же анкета появилась в группе «Канонерский остров», пользователей просили заполнить ее самостоятельно. Некоторые петербуржцы нашли анкеты в парадных — заполнить их просили представители ТСЖ. Некоторым по телефону позвонили сотрудники бюджетных учреждений. Такие методы снижают реальные затраты на исследование.

Как сообщил «Новой» один из сборщиков, проводивших этот опрос в апреле, за одну анкету ему платили 60 рублей. При этом сумма, которую получит «Пятый элемент» от Санкт-Петербургского аналитического центра, предполагает, что общие расходы на одну анкету составляют 161 рубль.