Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Заложники с Коммунистической улицы

22 мая 2019 19:23 / Общество

Девять месяцев люди в поселке Володарском жили под страхом выселения. Суд разрешил им остаться в своем доме, но дамоклов меч над ними еще висит.

В августе прошлого года жителям дома 11, лит. А, корп. 3, по Коммунистической улице получили иск от Службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга. Им предлагали освободить квартиры и за свой счет снести собственный дом, не получив взамен никакого жилья.

Людям вменялось в вину самовольное строительство многоквартирного двухэтажного дома на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Здание требовалось снести в течение 90 дней после вступления в силу решения суда. На стороне истца выступала администрация Красносельского района. С этого момента законопослушные граждане оказались правонарушителями.

«Я блокадница, всю жизнь прожила в Ленинграде, — рассказывает 82-летняя Магинюр Тенчурина. — Пять лет назад купила в этом доме квартиру на все деньги, что у меня были. Это первая в моей жизни отдельная жилплощадь, всю жизнь мыкалась по коммуналкам. Идти мне отсюда некуда, у меня нет детей, нет денег».

«Нам с мужем посчастливилось купить здесь квартиру. Здесь родились дети, Люся и Степа, — рассказывает Сабира Васильева. — От нас до платформы Сергиево пять минут ходьбы, полчаса — и ты в городе. В Володарском чистый воздух, тишина, природа. Рядом магазин, школа, детский сад.


От мысли о выселении все внутри холодеет — нам деваться некуда. Да и с какой стати, мы не нарушали закон!»


Подлежит сносу!

Обитатели злополучного дома № 11 купили не квартиры, а доли в праве собственности на индивидуальный жилой дом. Сделки купли-продажи были оформлены нотариально и прошли государственную регистрацию в Росреестре, поэтому вновь испеченные собственники были уверены в непогрешимости перед законом.

Заселение началось в конце 2013 года, последняя квартира продана в 2016-м. За все это время вопросов у органов власти к обитателям дома не возникало. А потом вдруг обнаружилось, что на Коммунистической, 11а, корп. 3, находится «капитальное строение, обладающее признаками многоквартирного жилого дома». 3 февраля 2017 г. администрация Красносельского района поделились своим открытием со Службой госстройнадзора.

Подключившееся к проверке ведомство выяснило, что дом находится на участке, имеющим вид зонирования Т1Ж2-2, и на нем может вестись только индивидуальное жилое строительство (ИЖС). А то, что там возвели «без разрешительной документации, является существенным нарушением Земельного, Гражданского, Градостроительного кодексов РФ, а также закона СПб от 16.02.2009 № 29-10 «О правилах землепользования и застройки». Дом был признан «объектом самовольной постройки. А на основании п. 2 cт. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу.


Кто должен сносить самострой? Конечно, собственники. Неважно, что, приобретая жилье, они не догадывались о смысле аббревиатуры Т1Ж2-2.


Ни слова об этом не сказала и продавец Лариса Новик, действовавшая по доверенности от лица некой Елены Ивановой. Владелицу Иванову покупатели в глаза не видели.

Полумиллиардная афера

Схема появления многоквартирных самостроев на участках, предназначенных под ИЖС, известна давно. Сначала «бизнесмены» получали в районных администрациях разрешение на строительство индивидуального жилого дома, затем технический паспорт. Далее ставили строение на кадастровый учет и осуществляли государственную регистрацию как на односемейный дом. После этого проводили перепланировку и переоборудование, чтобы разделить дом на квартиры. Наконец, продавали квартиры как доли в праве собственности на строение.

«Эта схема была реализована и на Коммунистической, — поясняет адвокат Евгений Баклагин. — Ларисе Новик удалось поставить дом на кадастровый учет и зарегистрировать на него право собственности. Предположу, что она сумела найти подход к чиновникам».

Дело в том, что Лариса Новик построила в Володарском и других пригородах Петербурга около 30 домов. Во многих случаях она действовала по доверенности от Елены Ивановой, которую, несмотря на впечатляющий строительный размах, никто никогда не видел. Не дали результата и судебные запросы о ее местонахождении, как уроженки деревни Голомино Псковского района Псковской области. Да и жива ли она?

Ни органы власти, ни правоохранительные структуры этим вопросом не задались. Не заинтересовались они и личностью Ларисы Новик, хотя в распоряжении редакции есть документ, свидетельствующий о том, что уже в 2005 году она вела продажу незаконно возведенного жилья в Володарском.

«Лиц, действующих по доверенности, очень сложно привлечь к гражданско-правовой ответственности, — комментирует Евгений Баклагин. — За все перед законом отвечает собственник.


По самым скромным подсчетам, с жильцов около 30 возведенных многоквартирных домов Новик и Ко получили более полумиллиарда рублей.


Интерес правоохранителей к данному случаю был бы уместен».

Госстройнадзор и администрация Красносельского района предпочли возложить всю ответственность на собственников. Однако в ходе производства по иску Госстройнадзора в Красносельском районном суде всплыли нелицеприятные для чиновников обстоятельства.

В чьих интересах?

Оказалось, что дом 11а, корп. 3, по Коммунистической должны были снести… в 2012 г. Данный вопрос обсуждался на совещании у тогдашнего вице-губернатора Петербурга Игоря Метельского еще 2 декабря 2011 г., федеральные и региональные чиновники пришли к выводу о необходимости отказа в кадастровом учете и государственной регистрации 165 строениям и их последующего сноса. В списке под номером 58 числился и дом в поселке Володарский.

Ровно через год люди Новик подали заявление о постановке дома 11А корп. 3 на кадастровый учет. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (КЗРиЗ) Петербурга справедливо отказал в госрегистрации. (Решение 46/50600 от 29.12.2012 имеется в редакции.)

Но — о чудо! — уже через полгода, согласно выписке из ЕГРЮЛ, 28.08.2013, КЗРиЗ Красносельского и Петродворцового районов ставит дом 11, литер А, корп. 3, на кадастровый учет! Если бы право собственности на дом по Коммунистической не было легализовано, он был бы снесен и не случилось бы и всей этой истории.

В поисках протокола

Не менее интригующими в данном сюжете оказались действия начальника юридического управления Госстройнадзора Виктора Свистунова. Именно он подписал исковое заявление к жильцам по Коммунистической. В нем указал, что Госстройнадзору о незаконной постройке дома 11а стало известно из заявления Красносельской администрации от 3.02.2017. Эта дата очень важна, поскольку гражданские иски имеют трехлетний срок давности.

«Служба госстройнадзора знала о спорной постройке еще в 2011 году, — утверждает адвокат Евгений Баклагин. — На том давнем совещании у Метельского я присутствовал вместе с Виктором Свистуновым. В ту пору он в своем ведомстве был начальником отдела службы надзора. По моему ходатайству суд запросил у администрации города протоколы того совещания со списками присутствовавших. Смольный перенаправил запрос в Госстройнадзор. Запрос попал на рассмотрение Свистунову, который письменно отказал суду в предоставлении документа, сославшись на его отсутствие. (Письмо-отказ имеется у редакции.) Протокол пришлось повторно запрашивать и получать через другие комитеты правительства. В итоге документ был предоставлен Комитетом имущественных отношений и приобщен к материалам дела».

Суд вступился за жильцов

22 апреля судья Красносельского районного суда Санкт-Петербурга Антон Уланов отклонил иск Госстройнадзора. Теперь Магинюр Тенчуриной, Сабире Васильевой с детьми и еще девяти другим семьям выселение не грозит. Во всяком случае пока, поскольку власти могут оспорить решение суда в апелляционной инстанции.

Справедливость восторжествовала?

Не совсем. Дело в том, что


многоквартирные дома являются горячими точками в районах частной застройки. Многолюдье, шум, интенсивное движение автотранспорта, бытовые конфликты — все это раздражает соседей.


Именно от частников в органы власти поступают массовые жалобы с требованием убрать незаконно возведенные постройки. И власть обязана навести порядок.

Снос многоквартирных домов на земельных участках, предназначенных для ИЖС, правомерен. Однако органы власти, мягко говоря, попустительствовавшие мошенникам, обязаны выплатить добросовестным приобретателям компенсацию за жилье или предоставить равноценные квартиры

Всего от такой схемы в пригородах Петербурга пострадало около 350 семей. Их могут выставить на улицу в любой момент.